Родительское собрание Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
методическая разработка (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_adaptatsiya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Актуальность выбранной темы:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.
«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:
единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим»
Джон Уэбстер
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Форма проведения: консилиум
Участники: родители учащихся 4 класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.
Оборудование и ТСО:
На доске цветным мелом написана тема собрания и слова эпиграфа.
Экран, ПК, проектор, музыкальный центр
Подготовительная работа:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Анкетирование «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
3. Анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам».
4. Анкетирование учителей-предметников и обработка результатов.
5.Тестирование родителей «Все ли благополучно у Вашего ребенка в школе?».
6.Тестирование родителей «Какой Вы родитель?».
7.Подготовка буклета для родителей по теме собрания.
План собрания:
I. Вступительное слово классного руководителя.
II. Cоветы и рекомендации специалистов.
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
1.Тест «Какой вы родитель?».
2.Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
IV. Рефлексия.
Ход собрания:
I. Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.
II. Cоветы и рекомендации специалистов.
- Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
- изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей:
- создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;
- организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
- воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.
- Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребенка;
- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
Степень адаптации ребенка зависит от:
- его внутреннего состояния;
- его характера;
- его успеваемости в начальной школе;
- его физического здоровья;
- от психологического климата в классном коллективе;
- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;
- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).
- необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);
- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
- моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
В школе мало учителей, которые нравятся.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество положительных ответов.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
С ребятами также было проведено анкетирование. Сейчас я ознакомлю вас с полученными результатами.
Анализ анкет уч-ся
III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.
Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:
«Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Ваши варианты(отвечают родители)
Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- приказы, команды, угрозы
«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
- критика, выговоры
«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,
«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;
- высмеивания, обвинения
«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений
«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.
Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
И поэтому эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Джона Уэбстера:
«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:
единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим»
Тест «Какой вы родитель?».
Конечно, этот тест не дает 100%-го результата, но, надеюсь, он даст предпосылки к размышлению.
Тест «Какой вы родитель?».
Инструкция: Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.
№ | вопрос | баллы |
1 | Сколько раз тебе повторять?! | 2 |
2 | Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
3 | Не знаю, чтобы я без тебя делала. | 1 |
4 | И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5 | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6 | Не смей этого делать! | 2 |
7 | Подумай, может быть можно поступить по-другому | 2 |
8 | Я в твое время! | 2 |
9 | Ты моя опора и помощник (ца). | 1 |
10 | О чем ты только думаешь?! | 2 |
11 | Какая ты у меня умница! | 1 |
12 | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13 | У всех дети как дети, а ты… | 0 |
14 | Какой ты у меня сообразительный! | 0 |
Общее количество баллов |
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.
Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
IV. Рефлексия
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее.
В конце собрания родителям выдаются рекомендации в виде буклета.
В процессе подготовки к родительскому собранию, был проведен опрос среди учителей-предметников. Я хочу познакомить вас с результатами этого опроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
(разработана доцентом А.А.Андреевым)
Инструкция: Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4- совершенно согласен,
3- согласен,
2- трудно сказать,
1- не согласен,
0- совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас учителя хорошие
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)
Обработка результатов.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.
Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»
Инструкция:
Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.
Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»
б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)»
в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
а) узнать что-то новое, интересное;
б) заниматься такими интересными предметами, как...
в) встретиться с такими хорошими учителями, как...
г) пообщаться с друзьями;
д) весело провести время;
е) не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно;
б) обращаюсь за помощью к взрослым;
в) под контролем родителей;
г) от случая к случаю;
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) иметь интерес к предмету;
б) иметь способности к предмету;
в) хорошо работать на уроке;
г) иметь хорошие отношения с педагогом;
д) уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) стараюсь тут же ее исправить;
б) стараюсь исправить ее на следующем уроке;
в) стараюсь исправить в ближайшее время;
г) ничего не пытаюсь делать.
Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Трудности адаптации в 5 классе"
Лекция для родителей...
Родительское собраниеТема «Воспитание у ребенка высоких нравственных качеств»
Материал необходлим для проведения родительского собрания с педагогическими ситуациями, анкетами, тезисами....
трудности адаптации ребенка в школе
в презентации содержится материал для проведения родительского собрания...
трудности адаптации ребенка в школе
в презентации содержится материал для проведения родительского собрания...
Трудности у ребенка при обучении письму
Обучение письма...
Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников к школе". 1 класс.
Материал для проведения родительского собрания....
Адаптация ребенка к обучению в школе: трудности и пути их преодоления
Первое родительское собрание в 1 классе...