Все о дисграфии
консультация (1 класс)
Простыми словами дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Все о дисграфии | 26.28 КБ |
Как узнать, есть ли у ребенка дисграфия | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕ О ДИСГРАФИИ
Простыми словами дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.
Симптомы
Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.
Родителей должно насторожить, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.
Виды
Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные.
«Чистые» виды дисграфии
Акустическая
Связана с нарушением фонемного распознавания.
Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:
- гласные (голУби-голОби),
- мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа),
- звонкие и глухие (диктанТ-диктанД),
- шипящие и свистящие (маШина-маСина),
- аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер).
При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.
Оптическая
Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
Обычно ребёнок:
- добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
- путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
- пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.
В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.
Аграмматическая
Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Ребёнку будет трудно:
- употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
- подбирать синонимы и антонимы;
- описывать предметы;
- называть несколько действий одного предмета подряд;
- образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
- подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
- составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
- создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
- согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
- подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
- строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист».
Артикуляторно-акустическая
Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом».
Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза
Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.
Ребёнку сложно:
- определить звук в слоге;
- назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
- придумать слова на заданный звук;
- собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
- различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
- удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
- верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако».
Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица».
Смешанные виды
Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.
Причины появления
Условно все причины можно разделить на две большие группы:
- органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания.
- социально-психологические — билигвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и ранее обучение грамоте.
Профилактика
Всю профилактику дисграфии можно свести к развитию высших психических функций (ВПФ) до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. Можно отдать ребёнка в спорт или музыку, что улучшит координацию и общее и речевое развитие.
Диагностика
Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.
Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:
- анализирует письменные работы на типичные ошибки;
- изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
- исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
- оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
- проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.
Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.
Коррекция
Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.
Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.
Упражнения для работы дома
Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.
Лабиринт
Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.
Найди меня
Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.
Графический диктант
Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.
Хлопушка
Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.
Ищи
Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.
Если в школе прогресса не видно, одним из вариантов может стать онлайн-школа на семейном обучении. Например, «Домашняя школа Фоксфорда».
Как же в этих причинах разобраться учителю класса и родителям? Как увидеть учителю этих «особенных» детей? Что должно насторожить родителей? Обращали ли вы внимание, как ваш ребенок держит карандаш, ручку, ложку?
Вы удивитесь, что общего между карандашом и ложкой. Общее между ними – это захват пальцами: удерживаются оба предмета большим и указательным пальцами, а на среднем пальце и ручка, и карандаш лежат. Это правильный захват. От правильного положения ручки будет зависеть как качество письма, так и его темп.
Почерк формируется медленно, не один год. Многие ученые придерживаются мнения, что почерк должен быть разборчивым, а письмо – без ошибок и помарок. У взрослых людей некрасивый почерк не вызывает проблем в жизни. У ребенка качество почерка зависит от функционального состояния. Если первоклашка устал или нездоров, многократное переписывание не даст положительного результата.
Учителей, обычно больше беспокоят дети с плохим почерком. Гораздо меньше они обращают внимание на первоклашек, которые медленно пишут, заменяют и пропускают буквы в словах, «зеркалят» буквы. Этим детям советуют больше писать. А ведь именно эта группа учащихся должна насторожить учителя больше всего.
Родители, увидев в тетрадях детей, например, пропуски или замены букв в словах, считают, что их ребенок просто-напросто невнимательный. Такие ошибки очень часто родители и учителя называют «глупыми». Логопеды же, анализируя характер ошибок, выделяют следующие: – замены букв (б – п, д – т, ш – щ, з – с, ч – ц, и т.д.); – пропуск букв, слогов, недописывание слов, написание лишних слогов; – медленный темп письма; – зеркальное написание букв; – слитное написание слов и т. д.
Эти ошибки называются специфическими. Наличие таких ошибок в письменных работах говорит о нарушении письма, или дисграфии. В чем причина возникновения нарушения письма? Какие дети входят в группу риска? Причин очень много. Ученые их обсуждают и спорят.
Одни авторы считают, что существует наследственная предрасположенность к нарушениям письма (К.Лонай, М. Сум), т. е. ребенок наследуют от родителей незрелость определенных отделов головного мозга и испытывает примерно те же трудности в овладении письмом, что и родители.
Большая часть ученых считает, что причина нарушений и письма и чтения носит органический и функциональный характер. Чаще всего нарушение письма, как и чтения (дисграфия и дислексия) встречается у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, с минимальными мозговыми дисфункциями, с тяжелыми речевыми нарушениями, у детей с нарушением слуха и зрения.
Логопеды утверждают, что дисграфия может проявиться и у детей с сохранным интеллектом.
В группу риска входят дети:
- Часто болеющие, имеющие недостаточное физическое развитие, хотя их интеллектуальное развитие достаточно высоко. Школьные проблемы возникают в результате высокого физического напряжения в ходе учебной деятельности. 2) У медлительных детей и левшей часто встречаются в письменных работах специфические ошибки. 3) Дети с нарушением или задержкой в развитии моторных функций тоже с трудом осваивают процесс письма. В дошкольном возрасте эти дети настораживают родителей нежеланием рисовать, лепить, работать ножницами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, а в школе не могут освоить конфигурацию букв, медленно пишут, у них отмечается дрожание руки. 4) Дети с нарушением фонематического восприятия (не умеющие различать на слух близкие по звучанию звуки: глухие – звонкие согласные, свистящие – шипящие и т. д.) на письме путают буквы, обозначающие эти звуки. 5) Дети с нарушением звукопроизношения не могут четко произносить звуки и переводить их в виде букв на письмо.
Коррекцией нарушений письма должны заниматься профессионалы: логопеды и психологи.
В настоящее время при приеме в 1-ый класс не проводится тестирование, но в специальных школах с углубленным изучением иностранных языков нарушение произношения (НЕСКОЛЬКИХ звуков) может препятствовать поступлению в школу. Нарушение же фонематического восприятия создает проблемы не только при обучении иностранному языку, но и русскому. Если ваш малыш поздно заговорил (фразовая речь появилась после 3 лет), обязательно обращайтесь за помощью к логопеду. Процесс формирования связной речи достаточно длительный и требует усилий со стороны педагога и ребенка, а так же помощи родителей. Чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с логопедом, тем лучше будут результаты.
К сожалению, сейчас не в каждой школе есть учитель-логопед, но в каждой школе есть дети, которым нужна его помощь. В начальной школе логопеды занимаются с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения (дислалию), письма (дисграфию), чтения (дислексию). Например, дисграфия в настоящее время стала очень распространенным явлением. В школе это нарушение проявляется в специфических (дисграфических) ошибках на письме:
– пропуск букв, слогов, слов;
– замена букв: ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ш-щ (хичный – хищный, процитал – прочитал, шука – щука др.);
– несогласованность существительного и прилагательного (красная платье – красное платье);
– аграмматизмы (пропуски членов предложения, неправильное употребление падежных окончаний и др.);
– перестановка букв и слогов в словах.
Многие родители и учителя начальной школы, столкнувшись с дисграфическими (специфическими) ошибками детей, считают их «глупыми», допущенными из-за невнимательности, нежелания успешно работать. Педагоги предлагают таким учащимся дополнительные письменные работы. Но, как правило, такие задания малоэффективны. Надо всего лишь обратиться к логопеду. Только он может определить причину таких нарушений письма и подобрать необходимые упражнения.
Вот некоторые примеры коррекционно-развивающих упражнений, которые учащиеся начальной школы выполняют с особым интересом и желанием:
– найти в словах одинаковый слог: самолёт, молоко, мороженное;
– составить слово из слогов расположенных не по порядку: воз, ро, па;
– придумать слово, которое начинается или заканчивается на определенный звук.
Систематические занятия должны продолжаться до тех пор, пока в работах не исчезнут «глупые» ошибки.
Выводы
1. Занятия, проводимые логопедами, способствуют:
– развитию всех компонентов речи;
– развитию познавательных процессов;
– формированию творческих способностей;
– регуляции мелкой моторики;
– повышению успеваемости и желанию учиться.
2. Нарушение произношения может быть заложено генетически: родители в детстве не выговаривали отдельные звуки.
3. Причиной неправильного произношения могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус.
4. Помните, что к полутора годам ребенок должен говорить простыми фразами.
5. Избавляться от дефектов произношения нужно обязательно.
6. Исправление дефектов произношения осуществляется только в индивидуальной форме.
7. Обязательным условием получения положительного результата в коррекции произношения – выполнение домашних заданий.
8. За 2-3 занятия решить логопедические проблемы невозможно, это длительный процесс.
9. При выявлении «глупых» ошибок в письменных работах ученикам начальной школы необходимо обратиться к логопеду. Нарушение письма ведет к неграмотности.
10. Прежде, чем обучать дошкольника иностранному языку, надо справиться со звуками родного языка. Только после этого стоит браться за освоение «чужой» речи.
Предварительный просмотр:
Как узнать есть ли у ребенка дисграфия?
Родителей должно насторожить, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.
Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...