"Наша речь - наше богатство"
консультация
Предварительный просмотр:
Щетилова Л.С.
НАША РЕЧЬ – НАШЕ БОГАТСТВО
(разговор-консультация)
Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некоторых логопедических речевых аспектах; показать, как можно помочь своему ребенку справиться с проблемой нарушения речи.
Ход родительского собрания
I. Приветствие.
II. Вступительное слово учителя.
При поступлении детей в школу родителей чаще всего волнует вопрос: как помочь ребенку приспособиться к новым социальным условиям? О полной адаптации ребенка к школе мы говорили на предыдущем собрании. Сегодня нам предстоит разговор-консультация о речи и нарушениях речи, о том, кто и как может помочь детям с подобными проблемами.
Прежде всего родителям необходимо помнить:
∙ Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.
∙ Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.
∙ Поощряйте его общение с другими детьми.
∙ Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях.
∙ Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
III. Основная часть собрания.
1. Речь. Механизм речи.
Речь – это драгоценный дар. С ее помощью мы с вами выражаем свои мысли, чувства, общаемся, достигаем взаимопонимания. Ведь именно труд и речь создали человека. Именно она имеет большое значение для умственного развития.
Речь – очень сложная и хитрая штука, с которой не сравнится самый мудреный механизм. И овладение речью – очень трудный, многострадальный психический процесс, а ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Формироваться она начинает тогда, когда головной мозг, слух, органы артикуляционного аппарата (а это губы, зубы, твердое небо, гортань) достигнут определенного уровня развития. Чтобы в дальнейшем правильно развивалась речь, необходима речевая среда.
Механизм нашей речи составляют такие приспособления, которые предназначены от природы для другой цели: губы, язык, зубы, гортань, легкие. И материалом здесь служит – воздух. То есть речь – это легкий шум, только ряд слабых сотрясений воздуха.
Рот мы используем не только для того, чтобы хватать, кушать и жевать пищу, но и для речи. Это музыкальный и шумовой инструмент.
Легкие – это меха, связки гортани дрожат, вибрируют, как струны, производя звук, который мы называем голосом.
А различные положения языка и губ формируют звуки.
Как будто просто. Но этот простой инструмент работает очень тонко. Чуть больше, чуть меньше раскрываются, растягиваются или выпячиваются губы, немножко круче выгибается спинка языка – и полость рта принимает различные формы, и слышатся разные звуки голоса – А, О, У, Э, Ы, И – это наши гласные.
Еще замечательнее шумовой аппарат, производящий шумы, которые называют «согласными». Одними губами произносится «б», прижимая нижнюю губу к верхним зубам произносим «в», прикладывая язык к верхним зубам, – «д», а несколько иначе – «з», упирая его в верхнюю десну, получаем «ж».
Шесть приемов – шесть согласных. И больше не нужно! Звонкие звуки б, в, г, д, ж, з отличаются только тем, что произносятся напряжением гортани, то есть с вибрацией голосовых связок. Поэтому когда у нас нет голоса, шепотом мы можем произнести только глухие звуки.
Следовательно, чтобы звучала чистая, четкая речь, наши артикуляционные органы должны быть абсолютно здоровы.
У нас с вами есть речевой центр – центр управления речью (он помещается в определенном участке левого полушария мозга, отдельно от общего управления движениями языка, губ и т. д.). И поражение этого центра влечет за собой потерю навыков речи. И эта потеря речи у взрослых называется – афазия, а у детей – алалия.
2. Речевые нарушения у детей.
То есть мы с вами подошли к речевым нарушениям, которые бывают у людей. Если у ребенка есть отклонения в строении органов артикуляционного аппарата (твердого неба, зубов, языка и т. д.), есть нарушения в их подвижности, то речь пойдет о таких речевых нарушениях, как ринолалия (гнусавость), дизартрия (ДЦП), дислалия, заикание.
Прежде всего мы обращаем внимание на нарушенное звукопроизношение. Бывает и так, что неправильное произношение закрепляется и сопутствует человеку всю жизнь. Все мы знаем, что эти недостатки приносят и детям и взрослым много огорчений.
Иногда родители, сами того не желая, бывают повинны в том, что дети говорят неправильно. Сначала они не обращают внимание на неправильное произношение, а порой умиляются и даже подражают ребенку. Таким образом задерживается его речевое развитие.
Конечно же, это мешает детям учиться, усваивать программный материал, мешает адаптироваться, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе.
Мы не будем сегодня давать подробную характеристику этим нарушениям. У детей-логопатов могут быть нарушены все компоненты речи: фонетика (произношение), лексика (словарь), грамматика, а может, только какие-то из них.
Мы обязаны помочь детям справиться с «непослушными» звуками. Делать это надо терпеливо, осторожно и настойчиво. Логопедическое воздействие должно охватить все стороны речевого развития ребенка.
Первое – это работа по воспитанию слухового внимания. Ребенок должен научиться слушать речь, вслушиваться в речь окружающих. Постоянно нужна работа по развитию навыков звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов.
Ученик должен уметь делить слова на слоги. Это умение будет всегда помогать правильно произносить слова со сложной слоговой структурой. И еще просто необходимо научить ребенка контролировать свою речь и речь товарищей.
Очень важна работа с детьми по развитию правильного дыхания. Чтобы ребенок научился произносить слитно все слова, необходимо проводить дыхательные гимнастики, а эти упражнения в свое время помогают развивать голос детей. Работа над развитием дыхания связана с воспитанием нужного темпа, ритма и выразительности речи. Это речевая зарядка, потешки, стихи, подражания, сказки, скороговорки, чистоговорки.
Есть дети, которые не могут овладеть письмом и чтением. Эта неспособность к письму известна под названием дисграфия – расстройство письма, а неспособность к чтению называется дислексия – расстройство чтения.
Анализ ошибок письма показал, что эти ошибки происходят за счет того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух, из-за чего он не представляет себе звукового состава слова. Ему трудно слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы ему известны. Читает, набирая слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и в результате произносится не то слово, которое написано. Таких детей необходимо научить анализировать слова, а также приучить их работать самостоятельно.
Очень важна работа по расширению (обогащению) словарного запаса.
Вся система занятий и подхода к ребенку должна быть пронизана стремлением не только выработать у него навыки правильной речи, но и прочно закрепить эти навыки. К сожалению, не всегда закрепление речевых навыков происходит так быстро, как бы нам хотелось. Поэтому возникает необходимость закрепления этих навыков в домашних условиях, терпеливой и продолжительной работы родителей с детьми в этом направлении. Но не все родители могут создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка.
Вы, уважаемые родители, знаете, что перевоспитывать очень трудно. Поэтому речевые тренировки в домашних условиях имеют большое значение. Необходимый минимум знаний об особенностях воспитания детей с речевыми нарушениями вы можете получить, посетив логопедические занятия, побеседовав с логопедом.
Поощряйте успехи ребенка, не фиксируйте его внимание на дефекте речи.
3. Культура речи.
Именно в семье должна закладываться основа культуры речи.
Яркие, образные слова первых сказок, стихов, песен ребенок усваивает тогда, когда их читает и поет мама, он с ее голосом, речью впитывает красоту и богатство родного языка.
Конечно, в школе дети знакомятся с требованиями литературной речи. С каждым годом их речь совершенствуется. Вместе с тем, родителей не снимается забота о развитии речи детей. Они должны наблюдать за детским чтением.
Очень большую пользу приносит коллективное чтение вслух и обсуждение книг дома. Если в семье звучат строки из произведений Пушкина, Лермонтова, дети рано начинают чувствовать красоту и богатство слова. Чтобы человеку стать Человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире, во всех подробностях.
К сожалению, сейчас издается много книг, предающих интересы ребенка. В наши дни общество, проводя реформы, просто забывает о ребенке, оно слишком устало от жизни само и не желает знать, на какой духовной пище возрастают граждане, которым жить в XXI веке. Очень хочется, чтобы рядом с нашими детьми были Робинзоны, Том Сойер, Пиноккио, Винни-Пух, Тимур. Такие книги не дают искалечить детскую душу, учат трудолюбию, благородству, великодушию.
Русская земля, русский народ, русский язык на всем протяжении истории сохраняли коренное и неразрывное единство. И мы должны быть патриотически преданы своему родному языку, защищать его, как всегда защищали свою Родину.
Надо бороться за культуру речи, за ее чистоту. Сейчас в речь и взрослых, и детей все больше проникают грубые слова и жаргонные выражения. Наш язык красив и богат. Грешно засорять его словами-паразитами, словами-сорняками, иностранными словами. Исправляя речь, мы не должны ее портить.
IV. Организационные вопросы.
1. Анкетирование.
Уважаемые родители. Просим вас заполнить анкету, данные которой помогут нам вместе с вами идти рука об руку на пути к пониманию детей, вести их по дороге мудрого и тонкого воспитания.
Все о моем ребенке | |
Вопросы | Ответы |
Количество детей в семье | |
Количество членов семьи | |
Установлен ли для ребенка дома режим дня? | да нет |
Соблюдается ли режим дня ребенком? | да нет |
С кем ребенок проводит большую часть времени? | |
Чем ребенок чаще занят дома? | |
Как организован досуг ребенка? Посещает ли кружки, спортивные секции и т. д.? Какие? | |
Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка? | |
Как ребенок чаще всего реагирует на замечание родителей? | |
Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие? | |
Сколько времени ребенок может самостоятельно заниматься одним делом (например, рисовать, рассматривать картинки в книге, играть)? | |
Охотно ли ребенок посещает школу? | |
Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке? | |
Что больше всего огорчает, беспокоит? |
2. Анализ успеваемости класса.
3. Работа с памяткой.
Памятка для родителей первоклассников
∙ Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей, а учитель – ваш союзник и друг в этом нелегком деле.
∙ Ежедневно интересуйтесь учебными успехами вашего ребенка.
∙ Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте посильную и разумную помощь в них детям.
∙ Помните, что чтение – окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка в школе по всем предметам. Необходимо знать основные требования беглого, выразительного и осознанного чтения.
∙ Заинтересовывайте ребенка художественной литературой. Истина верна: много будешь читать – много будешь знать.
∙ Содействуйте тому, чтобы ваш ребенок участвовал во всех общеклассных и общешкольных мероприятиях.
∙ И последнее: выслушивайте рассказы ваших детей (о себе, о школе, о друзьях) до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.
V. Итог родительского собрания.
Индивидуальные вопросы родителей.
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Сабир Абулла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"
Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-258962-1411139892.jpg)
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-1184835-1573558059.jpg)
Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс
Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-258962-1411139892.jpg)
Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи
Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827210-1475874091.jpg)
Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...