Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"
материал по теме

Консультация для родителей. 

Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некоторых логопедических речевых аспектах; показать, как можно помочь своему ребенку справиться с проблемой нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rech.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

наша речь – наше богатство
(консультация для родителей)

Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некоторых логопедических речевых аспектах; показать, как можно помочь своему ребенку справиться с проблемой нарушения речи.

При поступлении детей в школу родителей чаще всего волнует вопрос: как помочь ребенку приспособиться к новым социальным условиям? Сегодня нам предстоит разговор-консультация о речи и нарушениях речи, о том, кто и как может помочь детям с подобными проблемами.

Прежде всего, родителям необходимо помнить:

- Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.

- Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.

-  Поощряйте его общение с другими детьми.

- Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях.

- Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

1. Речь. Механизм речи.

Речь – это драгоценный дар. С ее помощью мы с вами выражаем свои мысли, чувства, общаемся, достигаем взаимопонимания. Ведь именно труд и речь создали человека. Именно она имеет большое значение для умственного развития.

Речь – очень сложная и хитрая штука, с которой не сравнится самый мудреный механизм. И овладение речью – очень трудный, многострадальный психический процесс, а ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Формироваться она начинает тогда, когда головной мозг, слух, органы артикуляционного аппарата (а это губы, зубы, твердое небо, гортань) достигнут определенного уровня развития. Чтобы в дальнейшем правильно развивалась речь, необходима речевая среда.

Механизм нашей речи составляют такие приспособления, которые предназначены от природы для другой цели: губы, язык, зубы, гортань, легкие. И материалом здесь служит – воздух. То есть речь – это легкий шум, только ряд слабых сотрясений воздуха.

Рот мы используем не только для того, чтобы хватать, кушать и жевать пищу, но и для речи. Это музыкальный и шумовой инструмент.

Легкие – это меха, связки гортани дрожат, вибрируют, как струны, производя звук, который мы называем голосом.

А различные положения языка и губ формируют звуки.

Как будто просто. Но этот простой инструмент работает очень тонко. Чуть больше, чуть меньше раскрываются, растягиваются или выпячиваются губы, немножко круче выгибается спинка языка – и полость рта принимает различные формы, и слышатся разные звуки голоса – А, О, У, Э, Ы, И – это наши гласные.

Еще замечательнее шумовой аппарат, производящий шумы, которые называют «согласными». Одними губами произносится «б», прижимая нижнюю губу к верхним зубам произносим «в», прикладывая язык к верхним зубам, – «д», а несколько иначе – «з», упирая его в верхнюю десну, получаем «ж».

Шесть приемов – шесть согласных. И больше не нужно! Звонкие звуки б, в, г, д, ж, з отличаются только тем, что произносятся напряжением гортани, то есть с вибрацией голосовых связок. Поэтому когда у нас нет голоса, шепотом мы можем произнести только глухие звуки.

Следовательно, чтобы звучала чистая, четкая речь, наши артикуляционные органы должны быть абсолютно здоровы.

У нас с вами есть речевой центр – центр управления речью (он помещается в определенном участке левого полушария мозга, отдельно от общего управления движениями языка, губ и т. д.). И поражение этого центра влечет за собой потерю навыков речи. И эта потеря речи у взрослых называется – афазия, а у детей – алалия.

2. Речевые нарушения у детей.

То есть мы с вами подошли к речевым нарушениям, которые бывают у людей. Если у ребенка есть отклонения в строении органов артикуляционного аппарата (твердого неба, зубов, языка и т. д.), есть нарушения в их подвижности, то речь пойдет о таких речевых нарушениях, как ринолалия (гнусавость), дизартрия (ДЦП), дислалия, заикание.

Прежде всего, мы обращаем внимание на нарушенное звукопроизношение. Бывает и так, что неправильное произношение закрепляется и сопутствует человеку всю жизнь. Все мы знаем, что эти недостатки приносят и детям и взрослым много огорчений.

Иногда родители, сами того не желая, бывают повинны в том, что дети говорят неправильно. Сначала они не обращают внимание на неправильное произношение, а порой умиляются и даже подражают ребенку. Таким образом, задерживается его речевое развитие.

Конечно же, это мешает детям учиться, усваивать программный материал, мешает адаптироваться, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе.

Мы не будем сегодня давать подробную характеристику этим нарушениям. У детей-логопатов могут быть нарушены все компоненты речи: фонетика (произношение), лексика (словарь), грамматика, а может, только какие-то из них.

Мы обязаны помочь детям справиться с «непослушными» звуками. Делать это надо терпеливо, осторожно и настойчиво. Логопедическое воздействие должно охватить все стороны речевого развития ребенка.

Первое – это работа по воспитанию слухового внимания. Ребенок должен научиться слушать речь, вслушиваться в речь окружающих. Постоянно нужна работа по развитию навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов.

Ученик должен уметь делить слова на слоги. Это умение будет всегда помогать правильно произносить слова со сложной слоговой структурой. И еще просто необходимо научить ребенка контролировать свою речь и речь товарищей.

Очень важна работа с детьми по развитию правильного дыхания. Чтобы ребенок научился произносить слитно все слова, необходимо проводить дыхательные гимнастики, а эти упражнения в свое время помогают развивать голос детей. Работа над развитием дыхания связана с воспитанием нужного темпа, ритма и выразительности речи. Это речевая зарядка, потешки, стихи, подражания, сказки, скороговорки, чистоговорки.

Очень важна работа по расширению (обогащению) словарного запаса.

Вся система занятий и подхода к ребенку должна быть пронизана стремлением не только выработать у него навыки правильной речи, но и прочно закрепить эти навыки. К сожалению, не всегда закрепление речевых навыков происходит так быстро, как бы нам хотелось. Поэтому возникает необходимость закрепления этих навыков в домашних условиях, терпеливой и продолжительной работы родителей с детьми в этом направлении. Но не все родители могут создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка.

Вы, уважаемые родители, знаете, что перевоспитывать очень трудно. Поэтому речевые тренировки в домашних условиях имеют большое значение. Необходимый минимум знаний об особенностях воспитания детей с речевыми нарушениями вы можете получить, посетив логопедические занятия, побеседовав с логопедом.

Поощряйте успехи ребенка, не фиксируйте его внимание на дефекте речи.

3. Культура речи.

Именно в семье должна закладываться основа культуры речи.

Яркие, образные слова первых сказок, стихов, песен ребенок усваивает тогда, когда их читает и поет мама, он с ее голосом, речью впитывает красоту и богатство родного языка.

Конечно, в школе дети знакомятся с требованиями литературной речи. С каждым годом их речь совершенствуется. Вместе с тем, родителей не снимается забота о развитии речи детей. Они должны наблюдать за детским чтением.

Очень большую пользу приносит коллективное чтение вслух и обсуждение книг дома. Если в семье звучат строки из произведений Пушкина, Лермонтова, дети рано начинают чувствовать красоту и богатство слова. Чтобы человеку стать Человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире, во всех подробностях.

Надо бороться за культуру речи, за ее чистоту. Нельзя засорять его грубыми словами. Исправляя речь, мы не должны ее портить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"

Тематический классный час о хлебе...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"

Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение  к своим правам и прапвам других людей....

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...

"Наша речь - наше богатство"

Разговор-консультация для родителей...