Авторская статья "Почему дети врут?"
статья

Елкина Надежда Викторовна

Никому не нравится, когда его обманывают. Особенно родителям. Что мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок - врун? Интересно, что в это слово дети и рожители вкладывают разный смысл...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему дети врут?

Никому не нравится, когда его обманывают. Особенно родителям. Что мы имеем ввиду, когда говорим, что ребенок – врун?  Интересно, что в это слово дети и родители вкладывают разный смысл. В доказательство этого приведу случай из практики. На вопросы: «Ты хотел обмануть? Не хотел говорить правду родителям?» Глядя честными-пречестными глазами ребенок отвечает: «Нет, я просто молчал». Часто для детей значение «соврал» - это когда сказал все наоборот или  преподнес выдуманную от начала до конца историю. Получается, что детское вранье – это что-то вроде сказки, фантазии ребенка. Для родителей все сложнее. Промолчал, скрыл произошедшее значит обманул, исказил события – соврал, не рассказал до конца – опять обман… Попробуем разобраться почему так происходит?

Для начала напомним о такой родительской роли как контролер. «Хороший» родитель должен знать о своем ребенке «всё-всё». И если родитель не знает о своем ребенке «всё-всё», значит ребенок скрывает от него часть информации, а если скрывает, значит не желает говорить правду о себе, соответственно – обманывает. На самом деле за «враньем» может стоять очень многое. Не всегда причина кроется в том, что ребенок патологический лгун. Разберем причины, заставляющие ребенка выступать в роли врунишки.

Во-первых, дети могут не поделиться какими-то произошедшими с ними событиями. Иногда это сделать тяжело, ситуация бывает такова, что предстать перед значимым человеком в неприглядной роли очень стыдно. И это говорит о том, что ребенок умеет критично относиться к своему поступку. По этой же причине дети могут искажать или недоговаривать часть информации, стараясь смоделировать историю, в которой было бы «сохранено их лицо». В таком случае стоит задуматься:  может у родителя слишком высокие моральные требования к личности ребенка? Ребенок, который знает, что не дотягивает до «родительской планки», будет стремиться немного приукрасить себя. За стремлением скрыть правду часто просматривается боязнь разочаровать или расстроить маму или папу.

Во-вторых, страх наказания, тем более если есть опыт жестокого наказания, будет заставлять ребенка молчать. Не надо думать, что врать, обманывать родителей легко. Обман – тяжкий груз на сердце ребенка. Как же тревожно жить с мыслью, что все может открыться в один момент. 

В-третьих, встречается и непреднамеренный обман. Ребенок может рассказывать произошедшие события так, как он их понимает и при этом он искренне верит своему восприятию действительности.

Исходя из вышесказанного, очевиден вывод: ни один ребенок не имеет предрасположенности к вранью. Все начинается с одной истории. По какой-то причине врать становится проще (или выгоднее), чем делиться с близким о произошедшем. Дети никогда не обманывают просто так, всегда есть весомая для них причина. И чтобы вранье не стало привычкой, нужно создавать условия для доверия: уметь быть благодарным ребенку за оказанное доверие, учиться принимать спокойно правду, которую бывает неприятно слышать и не предъявлять завышенные моральные требования к ребенку.

Успехов вам, дорогие родители, на этом интересном и не всегда легком пути – выстраивании доверительных отношений с вашими детьми.

Елкина Н.В.,

педагог-психолог

МБУ «Гурьевский центр «Доверие»                                                                          

                                                       

25.09.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

Авторская программа "Я, родители и дети".

Это программа совместной деятельности учителя, родителей и классного коллектива....

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))

Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"

Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...

Авторская программа по предшкольному обучению детей ИЗО

Программа может быть использованhttp://nsportal.ru/node/add/bookа на занятиях по предшкольной подготовки детей, а также на занятиях в детских садах....

Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""

Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...