Авторская статья "А можно ли избаловать любовью?"
статья

Елкина Надежда Викторовна

Любовь родителя к ребенку... Может ли ее быть много? И может ли она быть во вред? Давайте попробуем разобраться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое эссе «А можно ли избаловать любовью?»

На написание этой статьи меня натолкнули фразы родителей «Избаловали мы его своей любовью, залюбили». А можно ли избаловать ребенка любовью? Нет, мы скорее балуем детей отсутствием четких правил и норм,   беря ответственность на себя за то, что мог бы сделать наш ребенок сам. А через какое-то время вменяем ему обязанности, «вдруг» требуем их выполнения. Мы балуем,  когда чувства, проявляемые к ребенку ситуативны и непостоянны, т.е. зависят от нашего настроения и событий нашей личной жизни. Мы путаем, «мешая в один котел», эмоциональные отношения с ребенком и процесс его воспитания. А потом подменяем эти понятия и за прорехи в системе воспитания выдаем проблемы поведения, возникшие якобы в результате огромной родительской любви. Итак, давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Ожегов Сергей Иванович в своем  Словаре Русского Языка дает следующее определение слову «баловать». Баловать – относиться к кому-нибудь с излишним вниманием, потворствуя всем желаниям, прихотям. Владимир Иванович Даль определяет значение слова «баловать» как «давать поблажку, портить балуя, изваживать, изноравливать; давать во всем волю; нежить, холить не в меру…».  На мой взгляд, оба ученых описывают именно процесс воспитания, а не близкие эмоциональные отношения с ребенком.

Как часто мы жалеем, холим ребенка? А может мы жалеем свое время, предпочитая сделать быстро самим чем тратить время на объяснение и демонстрацию? Ребенок же привыкает к тому, что не надо утруждаться, учиться, что есть взрослый, который в конечном итоге все сделает сам … из  своей огромной «любви» к нему. Ребенку остается лишь немного покапризничать.

Усвоение норм, правил поведения, привычка иметь обязанности достаточно легко формируются в период дошкольного детства и превращаются в навыки, не вызывая вопросов «Почему Я должен это делать и делать самостоятельно?» Самой природой заложено время, когда ребенок желает утруждаться, ему нравиться выполнять что-то «по взрослому». Вважно довериться своему ребенку в этот период, вовремя поддержать его порыв!

Иногда мне приходится слышать от родителей о переживаниях, что ребенок может воспринять  их требования (например, выполнение домашних обязанностей)  как «нелюбовь»: ведь он «еще успеет наработаться, а пока пусть купается в нашей любви». Безусловно, ребенок обязательно должен знать, что его любят. Проявляться это может по-разному, в зависимости от того как принято проявлять чувства в конкретной семье – словом, прикосновениями, жестом, взглядом… И это никак не связано с появлением в будущем баловства. Напротив, это внимание и любовь родителей очень важны для формирования у ребенка таких чувств как безопасность, уверенность, стабильность, а так же служат ресурсом при переживании трудных жизненных ситуаций. Любовь, проявляющаяся в постоянстве нежных чувств к ребенку, ложится в основу крепких и глубоких детско-родительских отношений. И требования, предъявляемые к ребенку, никак не будут восприняты как «нелюбовь». Так почему же мы, говоря о любви к ребенку, одновременно поднимаем вопрос требований и формирования системы норм и правил? Все очень просто: любовь к ребенку проявляется в том числе и в том, чтобы помочь ему максимально адаптироваться в этом мире. Сделать это без развития норм и правил достаточно трудно, ведь они пронизывают всю нашу жизнь, присутствуют в любой сфере человеческих отношений. Отсутствие сформированной системы правил, нарушает адаптацию ребенка в обществе, затрудняет формирование межличностных отношений со взрослыми и друзьями, ориентировку в сложных жизненных ситуациях. Ребенок не умеющий соблюдать правила, живущий по своему уставу, вызывает недовольство, раздражение окружающих, заставляя родителей смущаться, испытывать стыд, проговаривая: «Да, избаловали мы тебя…».

Родителям важно знать: мы не рождаемся с набором социальных норм, со знанием правил поведения. Ребенок усваивает их, впитывает из ближайшего окружения. Наличие системы правил и норм поведения у родителя не гарантия автоматического наличия их у ребенка. Их нужно формировать, в идеале объясняя зачем они нужны.

А любовь – это прекрасно!!!! Уверенность, что тебя любят – окрыляет, а правила дают знания как действовать. Как здорово, когда нам, родителям, удается дать ребенку уверенность и знание!

12 мая 2020г.                                                                                 Елкина Надежда Викторовна,

педагог-психолог

МБУ «Гурьевский центр «Доверие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"

используется в помощь к технологической карте урока...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».

Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....

Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)

В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...

Авторская разработка участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска в номинации «Авторская разработка

Занятие посвящено решению важной проблемы: воспитание у детей доброты, умения дарить радость окружающим людям, формирование нравственных знаний, развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание...