Авторская статья "А можно ли избаловать любовью?"
статья
Любовь родителя к ребенку... Может ли ее быть много? И может ли она быть во вред? Давайте попробуем разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое эссе «А можно ли избаловать любовью?»
На написание этой статьи меня натолкнули фразы родителей «Избаловали мы его своей любовью, залюбили». А можно ли избаловать ребенка любовью? Нет, мы скорее балуем детей отсутствием четких правил и норм, беря ответственность на себя за то, что мог бы сделать наш ребенок сам. А через какое-то время вменяем ему обязанности, «вдруг» требуем их выполнения. Мы балуем, когда чувства, проявляемые к ребенку ситуативны и непостоянны, т.е. зависят от нашего настроения и событий нашей личной жизни. Мы путаем, «мешая в один котел», эмоциональные отношения с ребенком и процесс его воспитания. А потом подменяем эти понятия и за прорехи в системе воспитания выдаем проблемы поведения, возникшие якобы в результате огромной родительской любви. Итак, давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Ожегов Сергей Иванович в своем Словаре Русского Языка дает следующее определение слову «баловать». Баловать – относиться к кому-нибудь с излишним вниманием, потворствуя всем желаниям, прихотям. Владимир Иванович Даль определяет значение слова «баловать» как «давать поблажку, портить балуя, изваживать, изноравливать; давать во всем волю; нежить, холить не в меру…». На мой взгляд, оба ученых описывают именно процесс воспитания, а не близкие эмоциональные отношения с ребенком.
Как часто мы жалеем, холим ребенка? А может мы жалеем свое время, предпочитая сделать быстро самим чем тратить время на объяснение и демонстрацию? Ребенок же привыкает к тому, что не надо утруждаться, учиться, что есть взрослый, который в конечном итоге все сделает сам … из своей огромной «любви» к нему. Ребенку остается лишь немного покапризничать.
Усвоение норм, правил поведения, привычка иметь обязанности достаточно легко формируются в период дошкольного детства и превращаются в навыки, не вызывая вопросов «Почему Я должен это делать и делать самостоятельно?» Самой природой заложено время, когда ребенок желает утруждаться, ему нравиться выполнять что-то «по взрослому». Вважно довериться своему ребенку в этот период, вовремя поддержать его порыв!
Иногда мне приходится слышать от родителей о переживаниях, что ребенок может воспринять их требования (например, выполнение домашних обязанностей) как «нелюбовь»: ведь он «еще успеет наработаться, а пока пусть купается в нашей любви». Безусловно, ребенок обязательно должен знать, что его любят. Проявляться это может по-разному, в зависимости от того как принято проявлять чувства в конкретной семье – словом, прикосновениями, жестом, взглядом… И это никак не связано с появлением в будущем баловства. Напротив, это внимание и любовь родителей очень важны для формирования у ребенка таких чувств как безопасность, уверенность, стабильность, а так же служат ресурсом при переживании трудных жизненных ситуаций. Любовь, проявляющаяся в постоянстве нежных чувств к ребенку, ложится в основу крепких и глубоких детско-родительских отношений. И требования, предъявляемые к ребенку, никак не будут восприняты как «нелюбовь». Так почему же мы, говоря о любви к ребенку, одновременно поднимаем вопрос требований и формирования системы норм и правил? Все очень просто: любовь к ребенку проявляется в том числе и в том, чтобы помочь ему максимально адаптироваться в этом мире. Сделать это без развития норм и правил достаточно трудно, ведь они пронизывают всю нашу жизнь, присутствуют в любой сфере человеческих отношений. Отсутствие сформированной системы правил, нарушает адаптацию ребенка в обществе, затрудняет формирование межличностных отношений со взрослыми и друзьями, ориентировку в сложных жизненных ситуациях. Ребенок не умеющий соблюдать правила, живущий по своему уставу, вызывает недовольство, раздражение окружающих, заставляя родителей смущаться, испытывать стыд, проговаривая: «Да, избаловали мы тебя…».
Родителям важно знать: мы не рождаемся с набором социальных норм, со знанием правил поведения. Ребенок усваивает их, впитывает из ближайшего окружения. Наличие системы правил и норм поведения у родителя не гарантия автоматического наличия их у ребенка. Их нужно формировать, в идеале объясняя зачем они нужны.
А любовь – это прекрасно!!!! Уверенность, что тебя любят – окрыляет, а правила дают знания как действовать. Как здорово, когда нам, родителям, удается дать ребенку уверенность и знание!
12 мая 2020г. Елкина Надежда Викторовна,
педагог-психолог
МБУ «Гурьевский центр «Доверие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"
используется в помощь к технологической карте урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-404346-1393694492.jpg)
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/09/picture-437664-1725914157.jpg)
Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».
Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....
Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)
В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/19/picture-1154801-1713505840.png)
Авторская разработка участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска в номинации «Авторская разработка
Занятие посвящено решению важной проблемы: воспитание у детей доброты, умения дарить радость окружающим людям, формирование нравственных знаний, развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание...