Сотрудничество
картотека

Лаврентьева  Светлана Николаевна

Программа по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotrudnichestvo_1.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенок общеобразовательное учреждение Кондинская средняя общеобразовательная  школа

                                                            Составитель:  С.Н.Лаврентьева

п. Кондинское

 2021 год

Введение

             Школа – это  маленькое государство, а любое государство должно заботиться о своем будущем. Поэтому закономерным является то, что работа по формированию социально адаптированной личности, обладающей активной жизненной позицией, заставляет объединять усилия всех ветвей управления нашей школы.

              Постулат «личность воспитывает личность» является доминирующим при совершенствовании системы воспитательной работы учебного заведения. В связи с этим возникла необходимость четкой координации всех воспитательных элементов школьной среды, которые способны оказывать воздействие на формирование мировоззрения учащихся. Взаимодействие семьи и школы выходит на передовые позиции в учебно-воспитательном процессе, где родители выступают в роли союзников, советчиков, подвижников.

              Семья, как известно, имеет самое сильное влияние на процесс социализации детей, а также обладает доминирующей функцией: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи.

          Но клубок семейных проблем, потеря нравственных и духовных ценностей семейного образа жизни, ослабление родственных контактов, разрыв связи поколений – все это крайне негативно отражается на социализации детей.

         Родители несут ответственность за воспитание детей не только перед собственной совестью, но и перед всем обществом. С другой стороны, общество в лице социальных институтов несет ответственность и оказывает помощь семье.

        При активном взаимодействии семьи с другими социальными институтами достигаются необходимые воспитательные результаты. Вот почему школа берет на себя смелость и ответственность обеспечить родителей знаниями по педагогике, психологии, культуре общения. При этом решаются задачи:

1.         Обеспечиваются положительные взаимодействия с учащимися.

2.       Устанавливаются отношения взаимного доверия и уважения родителей ученика.

3.       Организуется активное воспитательное взаимодействие с семьей, опираясь на единство моральных и педагогических требований.

   В основе такого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременное и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи.

   Инициатива и активная помощь родителей служат надежным резервом повышенной эффективности учебной и воспитательной работы педагогического коллектива.

         Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

             Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его  природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Обоснование программы

            Необходимость создания и реализации программы «Сотрудничество» было обусловлено становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Данные социально – психологической  службы МОУ Кондинской НСОШ 1 свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекаемых семей, ухудшением материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания к образованию и воспитанию детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников. Статистические данные следующие:

Социальная категория

Колич. учащ.

1

Всего учащихся

416

2

Количество детей, воспитывающихся в неполных семьях

168

3

В формально полных семьях

28

4

Неблагополучные семьи

30

5

Дети, находящиеся под опекой

13

6

Дети – социальные сироты

12

7

Семьи по потере кормильца

27

8

Многодетные семьи

76

9

Дети малочисленных народов севера

224

10

Дети «группы риска»

10

11

На учете в ОППН  (РОВД)

2

12

Обучающиеся на дому

21

13

С хроническими заболеваниями

124

14

Дети-инвалиды

10

          Родителей видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами.

           Только тройственный союз: школа-семья-ученик будет качественно направлен на благополучие и гармоническое развитие личности школьника.

           Настоящая программа взаимодействия семьи и школы  комплексная  целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Цель и задачи программы «Сотрудничество»

          Главная цель программы: способствовать повышению качества социального партнерства  школы и семьи в процессе формирования у детей и молодежи гражданской позиции, веры в духовный и нравственный смысл собственной жизни, стремления к самореализации, позволяющей вносить личностный вклад в создание правового государства и развития гражданского общества.

           Реализация цели возможна при решении следующих задач:   

  1. Координация усилий администрации, педагогов, психологической, социальной, медико-педагогической  служб школы, попечительского совета, общешкольного и классных родительских комитетов с целью создания единой гуманной педагогической среды воспитания, формирующей у детей ценностные жизненные ориентиры, гражданскую ответственность и потребность в здоровом образе жизни.
  2. Создание в школе системы педагогического всеобуча, направленного на формирование у родителей   педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей.
  3. Научно-методическое обеспечение работы классного руководителя с семьей.
  4. Создание системы формирования у учащихся ответственного отношения к будущему родительству на основе общей заинтересованности и ответственности педагогов и родителей за возрождение ценности семьи, брака, материнства и отцовства.
  5. Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, изучение и внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания.
  6. Активное вовлечение взрослых и детей в занятия физкультурой и спортом, акцентирование внимания педагогов и родителей на необходимости моделирования здорового образа жизни в семье, бережного отношения к физическому, психическому, духовному здоровью детей.
  7. Создание и реализация системы профилактики асоциального поведения детей и подростков.
  8. Активизация взаимодействия школы и общественно-культурных центров  поселка в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых по военно-патриотическому, интеллектуальному, научно-техническому, художественно-эстетическому, экологическому, физическому воспитанию.
  9. Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных проектов, поддержку родителями работы органов самоуправления школы.
  10.  Делегирования родителям и детям полномочий в системе самоуправления школой.                                

                                                                                 

Участники программы

      Основным звеном программы является коллектив родителей и детей. А также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Сотрудничество».

  1. Директор школы – О.Л.Локоцкова
  2. Зам директора по ВЧ –  М.А.Бушмонова
  3. Зам директора по УЧ –   Кузьмина Э.В
  4. Классные руководители 1-11 классов
  5. Психологи школы – Л.Х.Баннова
  6. Социальный педагог – Баязитова Т.М.
  7. Педагоги организаторы –   Алта Н.Л.
  8. Библиотекари школы –   Кокшарова В.Ф.
  9. Медицинский работник –  

Механизм реализации программы

           Реализация целей и задач программы определяется сложным функционированием всех субъектов психолого-педагогического сопровождения.

Администрация школы

                

Основные направления деятельности 

участников образовательного процесса

I. Просветительское.

 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских 

    собраний, лекторий, бесед.

2. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания,

    обучения детей.

3. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

4. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в 

    учебно-воспитательном процессе.

II. Консультативное.

1. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия 

    на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

2. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик 

    семей обучающихся.

3. Проведение индивидуальной консультативной работы по проблемам воспитания.

III. Коммуникативное.

1. Взаимодействие с родительским комитетом.

2. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные 

    организации.

3. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального 

    опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка 

    старшеклассников к семейной жизни.

IV. Воспитательная

1. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых 

     услуг.

2. Оказание помощи родителям в формировании нравственного 

      образа жизни.

3. Совместная деятельность родителей и учащихся.

V. Аналитико – диагностическое.

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик 

    семей обучающихся. Составление социального паспорта семьи.

2. Проведение диагностики состояния личности, коллектива, семьи.

3. Наблюдения и оценка уровня индивидуального развития ребенка и семьи в целом.

VI. Здоровье – сберегающее.

1. Работа по программе «Здоровая школа».

2. Проведение семейных спортивных мероприятий, Дня здоровья.

3. Взаимодействие с медицинской службой.

4. Организация ежегодных медицинских осмотров для детей и педагогов.

Предполагаемые результаты их эффективность.

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Реализация личностно-профессионального роста педагогов.
  • Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям.
  • Формирование максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождение семейного воспитания.

Показатели результативности

  • Наличие банка тем психолого-педагогического просвещения учащихся. Накопление теоретического материала для проведения психолого-педагогического лектория для родителей.
  • Наличие результатов диагностических исследований. Степень удовлетворенности родителей общеобразовательным учреждением, потребность запроса родителей в области воспитания образования собственного ребенка.
  • Посещение классных и общешкольных родительских собраний родительской общественностью.
  • Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

        Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Форма взаимодействия

Тематика  мероприятия

Посещение семей

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительские собрания

Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило,

два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными

направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Более подробно о родительских собраниях можно прочитать в соответствующей статье.

Школьное самоуправление

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Совместные досуговые мероприятия

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические,

а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Кружковая работа

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Университет педагогических знаний

Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

   Индивидуальные тематические консультации

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Ролевые игры

Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Педагогическая дискуссия (диспут)

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он

позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Дни открытых дверей (открытые уроки)

Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых дверей проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогические практикумы

Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Конференция

Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Родительские лектории

Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лектории следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лектория следует учитывать его структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лектория— опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лектория— непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лектория должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что

такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Творческие отчеты

Форма совместного взаимодействия родителей и учащихся

Совместные педагогические советы

Форма взаимодействия родителей и педагогов по рассмотрению совместного поиска в решении важных проблем обучения и воспитания детей.  Организуется с целью практического освоения инновационных форм и методов работы с родителями и учащимися школы и помогает не только решать воспитательные задачи, но и выделять лидеров – компетентных, заинтересованы, активных родителей.

Критерии эффективности.

        В начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

      В среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Структура работы школы с родителями

 

               

 

Проект программы «Сотрудничество»

1. Подготовительный (адаптивный) этап:    2014-2015 учебный год

Цель:

  • первичная диагностика по выявлению проблемы и обоснования актуальности данной программы;
  • создание программы по работе с семьей.

Задачи подготовительного этапа

        

 

2. Основной (практический) этап: 2016-2018 учебный год.

Цель:

  • реализация программы «Сотрудничество» в полном объеме;
  • разработка и внедрение новых технологий в воспитательном процессе.

 

Задачи основного этапа

        

 

2. Аналитический (итоговый) этап: 2018-2019 учебный год.

Цель: анализ результатов работы по программе «Сотрудничество».

Задачи аналитического этапа

          

        

 

Обеспечение реализации программы

1. Нормативно-правовая база.

     1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

     2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

     3. Письмо министерства образования и науки РФ от 22.06.2002.  30-51-547/16

          «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных 

          учреждениях».

     4. Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002.  30-51-914

         «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных 

         учреждениях общего образования».

    5. Устав МОУ Кондинской НСОШ 1.

    6. Положение о родительском собрании МОУ Кондинской НСОШ 1.

    7. Положение о научном обществе учащихся МОУ Кондинской НСОШ 1.

2. Научно- методическое обеспечение.

Мероприятие

Ответственные

1

Разработка школьной программы «Сотрудничество»

Завуч по ВР

2

Разработка тематического плана общешкольных родительских собраний

Завуч по ВР

3

Разработка комплекса методик по социальной работе с семьей

Социальный педагог, психолог

4

Разработка и апробация диагностического пакета психологического сопровождения семейного воспитания

Психологическая служба школы

5

Разработка тематического плана педагогического всеобуча родителей учащихся

Завуч по ВР, родительский комитет

6

Обобщение опыта работы лучших педагогов школы по работе с семьей

Завуч по ВР, руководители МО

7

Участие в школьных и районных семинарах по вопросам семейного воспитания

Директор школы,

завуч по ВР

3. Обеспечение профессиональной подготовки кадров

Мероприятие

Ответственные

1

Научно-методическое обеспечение работы классных руководителей с семьей и педагогического сопровождения родительского всеобуча

Завуч по ВР, психологи, социальные педагоги

2

Участие в работе районного университета председателей родительских комитетов

Завуч по ВР, председатель родительского комитета школы

3

Подбор методической литературы по вопросам семейного воспитания и работы с семьей

Библиотекари

4

Работа МО классных руководителей и предметных МО по вопросам семейного воспитания и работе с родителями

Завуч по ВР,

руководители МО

5

Организация курсов повышения квалификации по работе с семьей

Директор школы

4. Система традиционных школьных мероприятий

Мероприятие

Сроки

1

«День знаний»

сентябрь

2

Праздник Осени. Ярмарка урожая. Конкурс поделок из природного материала.

октябрь

3

Посвящение в школяры

октябрь

4

«День матери»

ноябрь

5

«Новогодний калейдоскоп»

декабрь

6

«День защитника Отечества»

февраль

7

Встреча выпускников

февраль

8

«Международный женский день»

март

9

Праздник «Прощай Азбука»

апрель

10

«День семьи»

апрель

11

Месячник военно – патриотического  воспитания

февраль, май

12

Выпускные праздники для учащихся 4, 11 классов

май

13

День Здоровья

сентябрь, май

Управление, контроль, мониторинг

           Программа «Сотрудничество» носит долгосрочный характер и реализовывается в течение 5-х лет.

           Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация школы на основе анализа и оценки деятельности классных руководителей, учителей предметников, социальной, психологической и медико-педагогической служб школы по педагогическому сопровождению семейного воспитания. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе.

         Реализация программы «Сотрудничество» на 2008-2009 г.г. предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне учреждения и различных форм работы с родителями.

Цель мониторинга – отслеживание движения к ожидаемым результатам, корректировка промежуточных задач и путей их достижения, координация действий всех блоков механизма реализации программы.

Мониторинг реализации программы включает в себя:

  • Выявление общего уровня самоактуализации участников образовательного взаимодействия с помощью методики САМОАЛ.
  • Выявление уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Выявление уровня реализации личностно-профессионального роста педагогов.
  • Выявление уровня раскрытия личностного потенциала учащихся.

Блок деятельности

Критерии оценивания

Целевой блок

Соответствие деятельности субъектов педагогического процесса цели и задачам программы «Содружество».

Диагностичность целей, четкое представление о результатах.

Согласованность задач с возможностями всех участников программы.

Технологический блок

Опора на научные концепции и теории воспитания, обоснованный выбор методов и форм взаимодействия с семьей.

Взаимодействие в интересах ребенка со всеми участниками программы.

Качество условий, созданных для жизнетворчества каждого ребенка, реализация педагогического, творческого потенциала каждой семьи как воспитательного института.

Уровень активизации родителей, вовлечение их в различные формы социально значимой совместной деятельности.

Диагностический блок

Разнообразие форм и методов изучения индивидуальных особенностей конкретной семьи.

Поэтапная диагностика эффективности взаимодействия субъектов процесса воспитания в вопросе становления личности.

Реализация системы взаимодействия семьи и школы 

через программу «Сотрудничество»

Направления 

Содержание 

Сроки 

Ответственные 

Просветительское

1. Тематические собрания по 

    классам.

4 раза в год

Классные руководители

2. Общешкольные родительские

    собрания.

1-2 раза в год

Администрация школы,

классные  руководители

3. МО классных руководителей.

4 раза в год

Завуч по УВР

4. МО учителей предметников

В течение года

Завуч по УВР,

руководители МО

5. Интеллектуальные игры, конкурсы, проекты, олимпиады.

По плану МО

Руководители МО

6. Информирование родителей о содержании 

   учебно-воспитательного процесса.

Каждую неделю

Классный руководитель

Консультативная

1.  Работа с семьями учащихся,

    состоящих на   внутришкольном   

     контроле.

В течение года

Соц. педагог, психолог, классные руководители

2.  Консультативная работа специалистов 

   структурных подразделений школы.

В течение года

Соц. педагог, психолог

3.  Работа с «трудными» семьями.

    (многодетными, неблагополучными,  

    опекаемыми, стоящими на учете)

В течение года

Соц. педагог, психолог, классные руководители

4.  Родительские лектории,

  практикумы, конференции.

По плану

Завуч по УВР,

классные руководители

Коммуникативная 

1.  День открытых дверей

1 раз в год

Администрация школы, классные  руководители

2.  Совершенствование 

      деятельности общешкольного 

      родительского комитета.

В течение года

Администрация школы

3. Работа с классным 

      родительским комитетом.

В течение года

Классные руководители

4. Совместные педагогические 

      советы.

В течение года

Администрация школы

Воспитательное

льная 

1. Деятельность дополнительного   

      образования

В течении года

Педагоги ДО, воспитатели ГПД

2. Творческие отчеты.

1-2  раз в год

Классные руководители

3. Привлечение родителей для 

      совместной работы во 

      внеурочное время.

В течение года

Классные руководители, ОДД

4. Организация совместных праздников

В течении года

Завуч по УВ, классные руководители

Аналитико-

диагностическое.

-аналитическая

1. Изучение условий семейного воспитания.

   Составление характеристик семей   

   обучающихся. Составление социального 

   паспорта семьи.

В течение года

Классные руководители, соц. педагог.

2. Проведение диагностики состояния 

    личности, коллектива, семьи.

В течение года

Классные руководители, соц. педагог.

3. Наблюдения и оценка уровня 

    индивидуального развития ребенка и семьи

    в целом.

В течение года

Классные руководители, соц. педагог.

Здоровье -

сберегающее

1. Работа по программе «Здоровая школа».

По программе

Совет содействия

2. Проведение семейных спортивных мероприятий, Дня здоровья.

Учителя физкультуры

3. Взаимодействие с медицинской службой.

Классные руководители

4. Организация ежегодных медицинских осмотров для детей и педагогов.

Мед. работник, класс. руководители

Модель образовательного взаимодействия

Задачи

Формы образовательного взаимодействия

Направления

работы 

Ученики

Педагоги

Родители

Просветительское

Урок.

Научно-исследовательская деятельность. Спецкурсы. Факультативы. Интеллектуальные марафоны. Профильные классы. Олимпиады. Интеллектуальные игры. Конкурсы. Проекты. Научно-практические конференции. Школьное-научное общество. Ассамблея знаний. Взаимодействие с вузами.

Творческие объединения классных руководителей и педагогов ДО. Работа в профильных классах. МО учителей предметников. Научно-исследовательская работа педагогов. Дело года у каждого учителя.

Участие в работе творческих центров. Родительские психолого-педагогические лектории, практикумы, тренинги. Родительские конференции. Педконсилиумы. Индивидуальные консультации. Участие и помощь в научно-исследовательской деятельности учащихся. Консультации родителей-специалистов.

Коммуникативное

 Участие в советах школы. Советы самоуправления в классах. Ученические советы.

Участие в разработке законов, положений, Устава школы.

Классные часы, беседы, дискуссии, диалоги.

Участие в работе педагогических советах. Советы школы. Участие в разработке нормативно-правовых документах школы.

Участие в работе педагогических советов. Общешкольных родительских комитетах, классных родительских комитетов.  Участие в разработке Устава и законов школы.                                                                                                                          

Консультативное

Консультации. Факультативы. Беседы. Встречи. Дискуссии. Диалоги. Круглые столы

Работа с неблагополучными, многодетными семьями .  профилактическая работа с детьми и родителями. Социальная и нравственная адаптация детей.

Попечительский совет, благотворительный фонд. Укрепление материально-технической базы. Благоустройство школы

Круглые столы.

Воспитательное

Посещение музея. Клубы. Секции. Кружки. Праздники. Конкурсы: «Ученик года», «Класс года». Участие в КТД.

Конкурсы: «Классный классный», «Учитель года». Творческие мастерские. Проведение совместных мероприятий детей и родителей: праздники, конкурсы, выставки. Педагогические марафоны

Участие в КТД. Проведение праздников, конкурсов, реализация проектов.

Рефлексивно-

аналитическое

Анкетирование, диагностика. Самоанализ, саморазвитие.

Проведение диагностик и анкетирование детей и родителей. Работа по плану самообразования. Обобщение опыта работы. Мастер-классы.

Презентация опыта семейного воспитания. Участие в проведении диагностики и анкетирования. Спонсорство и меценатство.

Здоровье-сберегающее

Спортивные секции. Спортивные праздники. Дни здоровья. Медецинское обследование. Уроки здоровья. Работа по программе «Здоровая школа».

Разработка и внедрения программы «Здоровая школа». Проведение спортивных праздников, спортивных секций. «Папа, мама, я – спортивная семья». Проведение уроков здоровья. Проведение Дня здоровья. Организация питания. Создание условий сохранение физического и психического здоровья.

Участие в спортивных праздников, конкурсов. Участие в празднике «Папа, мама, я – спортивная семья». Участие в Дне здоровья.

Тематика и форма проведения родительских собраний

Общешкольные родительские собрания

Тема собрания

и форма проведения

Цели

Сроки

1

Семья и школа – партнеры в воспитании

(родительский лекторий)

1. Способствовать повышению

    педагогической культуры родителей,

    пополнение арсенала их знаний по

    вопросу воспитания ребенка в семье и

    школе.

2. Создание сплоченного родительского комитета

    и коллектива педагогов.

2004-2015

уч. год

2

Позитивная самооценка как условие успешного развития личности

(родительский лекторий)

1. Психологическое просвещение родителей,

    знакомство с понятием «самооценка личности».

2. Нацелить родителей на создание в семье

    условий, способствующих развитию

   положительной самооценки личности ребенка.

2015-2016 уч. год

3

Агрессия, ее причины и последствия

(круглый стол)

1. Обсудить с родителями причины агрессивности

     и ее влияния на взаимодействие подростка с

     окружающими людьми.

2. Формировать у родителей культуру понимания

    проблемы агрессии, возможных путей ее

    преодоления.

2016-2017 уч. год

4.

Как научиться быть ответственным за свои поступки

(дискуссия)

1. Обсудить с родителями проблемы поведения

    учащихся в школе и дома.

2. Формировать у родителей понимание

    значимости данной проблемы для становления

    характера, взглядов, успешной учебной

   деятельности и личностного развития детей.

2017-2018 уч. год

Классные родительские собрания

рекомендуемые для проведения в начальной школе

Класс

Тема и форма проведения

Кто проводит

0 класс

Готов ли ваш ребенок к школе? (Знакомство)

Учитель, психолог

Давайте познакомимся. Организационное. 

Учитель

1 класс

Трудности адаптационного периода

Учитель, психолог

Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии. Круглый стол.

Учитель, психолог

Итоги первого полугодия. Урок-игра.

Учитель

Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития. Организационно-деятельностная игра.

Родительский комитет, учитель

Садимся за уроки. Организационно-деятельностная игра.

Учитель, родители

Перелистывая страницы учебного года. Устный журнал.

Родительский комитет, учитель

2 класс

Организация жизнедеятельности второклассников. Организационное.

учитель

Как воспитать у ребенка любовь к чтению. Практикум.

Учитель, библиотекарь, родители

Я люблю своего ребенка. Собрание-мастерская.

Учитель, психолог

Итоги второго года обучения. Торжественное собрание совместно с детьми.

Учитель, родители

3 класс

Организация жизнедеятельности третьеклассников. Организационное. 

учитель

Речь младших школьников и пути ее развития. Консилиум.

Учитель,

 логопед

Семейные традиции. Деятельностная игра.

Родительский комитет, учитель

Итоги третьего года жизни в школе.

Урок – презентация.

Учитель, родители

4 класс

Организация жизнедеятельности четвероклассника. Организационное.

учитель

Воспитание ненасилием в семье. Продуктивная педагогическая игра.

Учитель,

 соц. педагог, психолог

Учет половозрастных особенностей детей в их возрасте.

Учитель,

мед. работник, психолог

Прощай, начальная школа!

Собрание-праздник

Учитель, родители

Классные родительские собрания

 рекомендуемые для проведения

в среднем и старшем звене

Класс

Тема собрания

5 класс

Собрание – знакомство.

Адаптация 5-х классов к новым условиям учебы.

Телевидение и пятиклассник.

Книги в семье.

Подумаем вместе (итоговое, совместно с детьми)

6 класс

Организация домашнего учебного труда школьников.

Поощрения и наказания в воспитании ребенка

Компьютер в жизни школьника.

Мой дом – моя семья (совместно с детьми)

7 класс

Знание возрастных особенностей детей – необходимое условие их воспитания.

Личный пример и авторитет родителей.

О доброте и милосердии.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

8 класс

Этот трудный возраст.

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

Когда ваш ребенок влюбляется.

Твое здоровье в твоих руках.

9 класс

Жизненные цели подростков.

Половое воспитание подростков: ценностное отношение здоровью.

Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.

Кто я: оптимист или пессимист.

10 класс

Какие мы сегодня?

Трудно ли воспитывать детей?

Склонности и интересы в выборе профессии.

Особенности учебной деятельности старшеклассников.

11 класс

Психологическая зрелость.

Пути – дороги наших детей.

Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам.

Впереди – вся жизнь! (итоговое)

Темы для М/О и педсоветов

по работе с родителями

  1. Основные функции и воспитательные возможности современной семьи, задачи семейного воспитания.
  2. Задачи и функции классного руководителя в работе с родителями учащихся.
  3. Сотрудничество классного руководителя и родителей в 

   учебно-воспитательном процессе. Формы сотрудничества.

  1. Изучение условий воспитания детей в семье. Рекомендации по составлению программы изучения семьи. Методы сбора информации.
  2. Как избежать конфликтных ситуаций при общении с родителями учащихся. Рекомендации классному руководителю.
  3. Комплекс наиболее часто используемых методов и форм работы классного руководителя с родителями учащихся.
  4. Нетрадиционные формы работы с родителями.
  5. Родительское собрание – универсальная форма взаимодействия педагога с родителями. Виды родительских собраний. Рекомендации по проведению родительских собраний.
  6. Рекомендации по организации тематических консультаций для родителей.
  7. Задачи, организация и содержание работы классного родительского комитета. Рекомендации к плану работы родительского комитета класса.
  8. Рекомендации по планированию работы с родителями учащихся.
  9. Документация классного руководителя по работе с семьей. Рекомендации по ведению документации. Дневник педагогических наблюдений. Журнал учета работы с родителями. Протоколы классных родительских собраний.
  10. Работа классного руководителя с трудными семьями. Типы трудных семей и задачи классного руководителя в работе с семьями каждого типа.

Координационный план мероприятий по реализации подпрограммы

программы развития школы «Сотрудничество» на второе полугодие 2016-2017 учебного года

Направления

Мероприятия

Форма

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1. Выявление уровня личностного

    потенциала учащихся:

- подбор и разработка методик;

- проведение диагностик;

- обработка результатов.

2. Составление банка данных на

    учащихся по  различным    

    категориям:

- разработка карты;

- заполнение карты;

- обработка результатов.

 

3. Презентация портфолио

    «Мои достижения».

Диагностика

Карта семьи

Творческий отчет

Февраль

Март

Апрель

Февраль

Март

Апрель

Май

Психолог

Психолог,

рук. прогр.

Психолог,

рук. прогр.

Соц. педагог

Класс. руков.

Руков. прог.

Класс. руков.

Работа с педагогами

1. Выявление уровня компетентности

    педагогов в работе с родителями

     учащихся:

- разработка опросника;

- проведение опроса;

- обработка результатов.

2. МО классных руководителей.

    Тема:

  • корректировка социального паспорта класса;
  • работа по карте «Уровень воспитанности учащихся».

3. МО учителей начальных классов.

    Тема: разработка единой карты по

   «Уровню развития учащихся».

4. Общешкольное родительское

    собрание по теме «Подготовка к

    итоговой аттестации учащихся

    9, 11 классов».

5. «Неделя Семьи».

Опросный лист

Контроль «Социального паспорта класса»

Составление карты

Собрание

Проведение мероприятий

по плану школы

Февраль

Март

Апрель

Февраль

Март

Март

Май

Психолог

Завуч по ВР

Руков. прог.

 

Завуч по ВР

Руков. прог.

Завуч по УР

 

Завуч по ВР

ОДД

Работа с родителями

1. Выявление уровня психолого-

    педагогической компетентности  

    родителей:

- подбор, разработка методик;

- проведение анкетирования;

- обработка результатов.

2. Диагностика социальных условий

   жизни семей нуждающихся в

   поддержке.  

- разработка диагностики;

- проведение диагностики;

- обработка результатов.

3. Составление банка данных на

    семьи учащихся по различным

     категориям:

- разработка;

- заполнение карты;

- обработка результатов.

4. Лекция –практикум для родителей

   слабоуспевающих детей по теме

   «Как преодолеть трудности в

   учении».  

5. Участие родителей в презентации

    портфолио учащихся

    «Мои достижения»

Анкетирование

Диагностика

Карта семьи

Родительский лекторий

Творческий отчет

Февраль

Март

Апрель

Февраль

Февраль

Март

Февраль

Март  

Апрель

Март

Май

Психолог

Класс. руков.

Руков. прог.

Соц пед.

руков, прог.

Класс. руков.

Руков. прог.

Соц. педагог, руков. прог.

Класс. руков.

Руков. про.

Психолог, руков. прог.

Родители

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Сотрудничество семьи и школы

Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

Методы взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя.

Статья посвящена методам работы учителя с родителями, о необходимости сотрудничества школы и семьи....

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...