Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
методическая разработка
По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации. Поэтому в рамах дифференцированного подхода к обучению детей в общеобразовательных школах, испытывающих трудности в обучении, создана Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
Выполнила:
Меклер Дарья Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15»
Еманжелинского района
Группа: №133
Челябинск, 2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………......3 стр.
Глава 1. Теоретический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
1.1. Проектирование коррекционной работы………………………….......4 стр.
1.2. Структура коррекционной работы
Глава 2. Практический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
2.1. Примерная программа коррекционной работы с обучающими начального общего образования……………………………………………………… 8 стр.
Заключение………………………………………………………………...24 стр.
Список литературы……………………………………………………….25 стр.
Введение
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и социальному окружению. Сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети разного уровня развития. Связано это с тем, что решение о выборе школы закреплено за родителями. Медико-педагогическая комиссия имеет право только на рекомендации о форме обучения и образовательном учреждении. Следствием этого является то, что в общеобразовательных школах совместно обучаются дети разного уровня развития и коррекционные методы и приёмы в преподавании можно использовать не только на уроках в школах для детей с задержкой психического развития, но и в работе с учениками общеобразовательных школ.
По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации.
Поэтому в рамах дифференцированного подхода к обучению детей в общеобразовательных школах, испытывающих трудности в обучении, создана Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Глава 1. Глава 1. Теоретический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
- Проектирование коррекционной работы
Главные задачи школы в свете современной государственной политики создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение сегодня должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Именно эти идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» нашли отражение в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе начального.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования реализуется в общеобразовательной организации посредством основной образовательной программы начального общего образования.
Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП НОО и разрабатывается общеобразовательной организацией при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС НОО направлена на создание в общеобразовательной организации системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы, согласно требованиям ФГОС НОО, должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Согласно положениям ФГОС НОО (п. 19.8), программа коррекционной работы общеобразовательной организации должна последовательно включать в себя следующие содержательные элементы:
- Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении.
- Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающая психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной, корректировку коррекционных мероприятий;
- Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды их жизнедеятельности, использование (при наличии таких условий) специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, педагогов-психологов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
Планируемые результаты коррекционной работы.
Конкретизация требований к структуре и содержанию программы коррекционной работы приводится в примерной основной образовательной программе начального общего образования, где предлагается следующая структура программы коррекционной работы:
- Цель программы.
- Задачи и принципы формирования программы.
- Планируемые результаты.
- Направления работы и характеристика их содержания, в том числе:
- Диагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Консультативная работа;
- Информационно-просветительская работа.
- Этапы реализации программы, в том числе:
- Сбор и анализ информации;
- Планирование, организация, координация;
- Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды;
- Регуляция и корректировка.
- Механизмы реализации программы, в том числе:
- Требования к условиям реализации программы (обеспечение: психолого-педагогическое, программно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное);
Данная структура программы коррекционной работы является оптимальной с точки зрения реализации ФГОС НОО, а поэтому она может быть рекомендована любой общеобразовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.
Глава 2. Практический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
2.1. Примерная программа коррекционной работы с обучающими начального общего образования
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальную адаптацию.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико–психолого–педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса [4] .
Базовыми документами для создания программы коррекционной работы являются: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 12.12.2011 № 22540); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ МОиН №363 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст №17785 от 22. 12. 2009;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009 г.;
- Положение о МППк;
- Положение о МПСПС.
Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей с ОВЗ;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам [5].
Ожидаемые результаты программы:
- своевременное выявление обучающихся с ОВЗ;
- создание комфортной развивающей образовательной среды, преемственной по отношению к основной образовательной программе дошкольного образования и учитывающей особенности организации начального общего образования;
- обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей;
- достижение целей начального общего образования, обеспечивающих его качество, доступность и открытость для обучающихся и их родителей (законных представителей);
- достижение результатов освоения ООП НОО обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [1].
Принципы формирования программы
Основными принципами содержания программы коррекционной работы в МОУ «СОШ №…»:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий, обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работникам.
Этапы реализации программы |
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс, и условия обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей [3].
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую деятельность по образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
№п\п | Основные направления и содержание, формы деятельности | Участники | Сроки | |||
Кто проводит | С кем проводят | |||||
I ЭТАП. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации) | ||||||
1 | Педагогическая диагностика | Учитель-классный руководитель | Весь первый класс и вновь прибывающие учащиеся | Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей | ||
2 | Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе | Педагог-психолог, классный руководитель | Дети с особенностями, все учащиеся класса | Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей | ||
3 | Диагностика развития устной и письменной речи. | Учитель-логопед | Дети с проблемами речи | Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей | ||
4 | Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья. | Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры | Учащиеся | В начале обучения и в конце каждого учебного года | ||
5 | Анкетирование родителей (анкеты прилагаются) | Классный руководитель, социальный педагог | Родители | Начало обучения, в течении года | ||
II ЭТАП. Организационно-исполнительская деятельность | ||||||
1 | Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения. | Классный руководитель, члены ПМПК | Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии | По итогам диагностики. | ||
2 | Планирование, организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ, индивидуальное сопровождение, комплектование коррекционных групп, составление расписания групповых, индивидуальных занятий. | Учитель- классный руководитель, члены ПМПК, | Учитель-классный руководитель, | В течении года | ||
3 | Обеспечение успешной адаптации детей в классе. а) Обеспечение индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор. | Классный руководитель,
Учитель, | Дети с проблемами | В течение года
Ежедневно
Постоянно | ||
4 | Организация индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий по предмету. а) Индивидуальные и групповые коррекционном-развивающие и занятия по учебным предметам б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами | Учителя-предметники
Педагог-психолог, учитель- логопед | Дети с проблемами
Группы детей, на основании диагностики и индивидуальных маршрутов. | В течение года, по расписанию специалистов соответствии с учебным планом (по 15-20 минут внеурочно). По расписанию специалистов и по ситуации | ||
III ЭТАП. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность) | ||||||
1 | Создание коррекционной развивающей среды в школе, в классе и дома | Классный руководитель, социальный педагог | Педагоги, родители учащихся. | Постоянно | ||
2 | Консультации для родителей | Классный руководитель, специалисты | Родители учащихся | В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации | ||
3 | Контроль за соблюдением индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья учащихся | Медицинский работник, классный руководитель | Учащиеся с ОВЗ | В течение года | ||
4 | Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей | Классный руководитель, педагог дополнительного образования | Учащиеся с ОВЗ | В течение года в соответствии с планом воспитательной работы | ||
5 | Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы) | Классный руководитель | Родители, дети | В течение года | ||
IV ЭТАП. Регулятивно-корректировочная деятельность | ||||||
1 | Анализ диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. | Учитель, классный руководитель, специалисты. | Дети с ОВЗ | В течение года | ||
2 | Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся | учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В течение года | ||
3 | Срезовые контрольные работы и их анализ | Учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В течение года | ||
4 | Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей | Учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | ||
5 | Составление подробных характеристик | учитель, специалисты, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | ||
6 | Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). | учитель, специа-листы, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | ||
7 | Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики. | учитель, специалисты, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения | ||
8 | Итоговое диагностирование в областной ПМПК, определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты | Специалисты ПМПК, классный руководитель | Дети с ОВЗ | 4 класс | ||
9. | Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения 1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического консилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения. |
|
|
| ||
2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. |
|
|
| |||
3. Консультирование учителей будущего пятого класса и родителей учащихся. |
| Педагоги второй ступени, родители. | В конце 4 класса и в начале 5 класса. | |||
4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе | Классные руководители 4 и 5 класса | Родители | Первая учебная четверть в 5 классе |
Механизмы реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МПСПС образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
- отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка [2].
Программа медико– психолого– педагогического изучения ребёнка
Таблица 1
Изучение | Содержание работы | Методики | Ответственные | |||||
ребенка | ||||||||
Медицинское | Выявление | состояния | Изучение | Медицинский | ||||
физического здоровья | медицинской | работник | ||||||
документации, | ||||||||
беседы | с | |||||||
родителями | ||||||||
(законными | ||||||||
представителями) | ||||||||
Психологическое | | Определение | Специальный | Педагог- | ||||
актуального | уровня | эксперимент | психолог | |||||
психического | ||||||||
развития, | определение | |||||||
зоны | ближайшего | |||||||
развития | ||||||||
| Определение | уровня | ||||||
развития | мышления | |||||||
(анализ, | синтез, | |||||||
сравнение, обобщение, | ||||||||
классификация) | ||||||||
| Определение | уровня | ||||||
развития | внимания | |||||||
(концентрация, | ||||||||
устойчивость, | ||||||||
распределение) | ||||||||
| Определение | уровня | ||||||
развития | памяти | |||||||
(объем | ||||||||
кратковременной | ||||||||
памяти) | ||||||||
Логопедическое | | Определение | Специальный | Учитель- | ||||
актуального | уровня | эксперимент | логопед | |||||
речевого | развития, | |||||||
определение | зоны | |||||||
ближайшего развития | ||||||||
Социально- | | Изучение социальной | Посещение | Социальный | ||||
педагогическое | ситуации развития и | семей, | педагог, | |||||
условий семейного | наблюдение, | классный | ||||||
воспитания ребёнка с | беседа, | руководитель | ||||||
ОВЗ | анкетировани | |||||||
| Педагогический | е | ||||||
мониторинг | ||||||||
достижений | ||||||||
обучающихся | ||||||||
На основе диагностических данных заполняются первичный протокол обследования ребёнка с ОВЗ, карта медико-психолого-педагогической помощи, педагогическая характеристика, выписка из анамнеза, речевая карта.
Комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ
Таблица 2
Направление | Цель | Форма | Содержание | Ответственны |
е | ||||
Педагогическая | Исправление | Уроки и | Осуществление | Учителя- |
коррекция | нарушений | внеурочные | индивидуальног | предметники |
развития, | занятия | о подхода в | ||
преодоление | обучении. | |||
трудностей | ||||
обучения. | ||||
Психологическа | Коррекция и | Коррекционно- | Коррекционно- | Педагог- |
я коррекция | развитие | развивающие | развивающие | психолог |
познавательно | занятия | программы | ||
й и | ||||
эмоционально- | ||||
волевой сферы | ||||
ребёнка. | ||||
Логопедическая | Коррекция | Групповые и | Коррекционные | Учитель- |
коррекция | речевого | индивидуальны | программы | логопед |
развития детей | е | |||
с ОВЗ. | коррекционно- | |||
развивающие | ||||
занятия | ||||
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. В рамках социального партнёрства ОУ осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями:
Таблица 3
№ | Наименование | Уровень контактов | Результаты контактов |
организации | |||
Территориальная | МПСПС, | методическая, диагностическая и | |
психолого – медико – | педагогический | консультативная помощь | |
педагогическая комиссия | коллектив | ||
Учреждения | классные | преемственность обучения, | |
дополнительного | руководители, | развитие и адаптация, | |
образования | родители | социализация детей с | |
ограниченными возможностями | |||
здоровья |
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы коррекционной работы с обучающимися необходимы определённые ресурсы (кадровые, научно – методические, материально – технические и др.).
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (использование специальных методов,
- приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.
Кадровое обеспечение
В этом смысле МОУ «СОШ №..»на сегодняшний день обеспечена достаточной ресурсной базой (в штате школы есть педагог-психолог, социальный педагог, педагог-логопед), чтобы обеспечить качество реализации данной программы.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
Оценка результатов коррекционной работы
Оценка результатов коррекционной работы педагогов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в карту медико-психолого-педагогической помощи, в речевую карту.
Заключение
Дети с ограниченными возможностями имеют особые образовательные потребности.
Каждый прием и работа должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в коррекционно-развивающем образовании; методика использования форм приема должна быть четко продумана преподавателем, тщательно отработана во взаимодействии с учащимися, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к обучению; при выборе той или иной формы назначения необходимо учитывать уровень познавательных способностей конкретного класса, учитывать индивидуальные особенности учащихся и реализовывать дифференцированный подход к использованию той или иной методики [2].
Командный подход, междисциплинарные формы организации работы и комплексный характер помощи существенно повышают эффективность коррекционных мероприятий и способствуют повышению качества жизни детей с отклонениями в развитии.
Список использованной литературы
1. Аслаева, Р.Г. Пути развития системы психолого-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста / Р.Г. Аслаева // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 2. - С. 2. - Доступ с сайта электронной библиотечной системы. НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=12291939 , бесплатно. - Название с экрана.
2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Междунар. научно-практическая конф. / Под ред. С. В. Алехина. М .: Издательство Мос. горы. психо-пед. Университет, 2011. с. 127.
3. Методические рекомендации по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными физическими возможностями и Федерального государственного образовательного стандарта для учащихся с умственной отсталостью (умственной отсталостью), разработанных Московским городским психолого-педагогическим университетом. https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-11032016-n-vk-45207/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-vnedreniia/
4. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС ХВЗ, размещены на сайте https://fgosreestr.ru/.
5. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с УО http://www.inclusive-edu.ru/life_news/22/591 .
6. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными физическими возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования УУД на ступени начального общего образования
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и ...
Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования
Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...
«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»
Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования
Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми -инвалидами и оказание помощи детя...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"
Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...