Программа развития и коррекции мышления дошкольников.
статья по теме
Программа развития и коррекции мышления дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_i_korrektsii_myshleniya_doshkolnikov.odt | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития и коррекции мышления дошкольников.
Цель программы: коррекция и развитие мышления, его основных
видов и мыслительных процессов - обобщения, конкретизации, классификации и сравнения.
Данная программа направлена на индивидуальную работу с ребенком старшего дошкольного или младшего школьного возраста в течение 1 месяца ( 1, 2 занятия в неделю), продолжительностью 35-45 минут.
Занятие №1.
Цель: укрепление доверительных отношений между ребенком и взрослым, а
также атмосферы безопасности; вовлечение ребенка в совместные игры и
упражнения.
Материал: мяч, набор фигур, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Упражнение «Давай познакомимся» (5минут).
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адап-
тироваться в новой среде.
Каждый участник (в данном случае ребенок и психолог) знакомится, называя
себя и, если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени. Желательно психологу спросить ребенка о том, как он хочет, чтобы его называли во время этого и последующих занятий с ним.
2. Упражнение на развитие мыслительного процесса «Сравнение предметов» (10минут.)
Цель: научить ребенка правильно производить сравнение, выделяя при этом как черты сходства, так и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам, а по главным признакам.
Для сравнения предлагаются следующие пары слов:
- муха и бабочка
- дом и избушка
- стол и стулья
- книга и тетрадь
- вода и молоко
- топор и молоток
- пианино и скрипка
- шалость и драка
- щекотать и гладить
- город и деревня.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Можно задать ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку? Похожа муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем они отличаются друг от друга?».
Как правило, дети особенно затрудняются в нахождении сходства, поэтому необходимо в процессе упражнения обратить на это внимание.
3. Игра «Бывает—не бывает» (5минут).
Цель: развитие сообразительности, активный отдых.
Психолог бросает ребенку мяч, называя при этом какую-нибудь ситуацию. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если названная ситуация бывает, а если не бывает, то мяч ловить не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
На березе выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Ночью светит солнце.
Корова жует траву.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья.
Зимой гремит гром.
Девочка рисует домик.
Водитель ведет троллейбус.
Можно предложить ребенку, поймав мяч, тоже придумать какую-нибудь ситуацию и бросить мяч психологу.
4. Упражнение «Классификация»(10минут).
Цель: формирование мыслительного процесса классифицирования по определенным признакам.
Ребенку предлагается набор геометрических фигур (от 10 до 15) и дается задание самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы: «Перед тобой ряд фигур. Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?».
Важно , чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на три группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или две группы: белые и не белые и т. д.(см. приложение).
5. Игра «Как это можно использовать?» (5минут).
Цель: активный отдых, развитие сообразительности.
Психолог предлагает ребенку найти как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, слово «карандаш». Можно назвать следующие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т. д.
6.Упражнение «Светофор» (5минут).
Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности в таблице.
Ребенку предлагается пустая таблица с 9 клеточками (три на три по горизонтали и по вертикали): «Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».
7. Прощание, обмен впечатлениями, домашнее задание (5минут).
Ребенку сообщается, что на сегодня занятие закончено; психолог также спрашивает, каковы впечатления ребенка от занятия: как он себя сейчас чувствует, каково его настроение, что ему было легко делать, что трудно, что понравилось, что не понравилось.
Дается домашнее задание: вместе с родителями или самостоятельно решить логические задачи.
Задачи: 1) Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое.
Что в этих яблоках одинаковое? Разное?
2) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка—в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
3) Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой—ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Занятие№2.
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Материал: набор счетных палочек, мяч, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Упражнение « Приветствие, обсуждение домашнего задания» (5минут).
Цель: продолжение знакомства, создание психологически комфортной атмосферы.
Участники здороваются друг с другом, психолог интересуется у ребенка его настроением, желанием сегодня совместно заниматься. Затем идет
обсуждение домашнего задания.
Далее это упражнение повторяется в начале всех последующих занятий коррекционной программы.
2. Упражнение «Оканчивание слов»(5минут).
Цель: развитие скорости мышления.
Психолог предлагает ребенку поиграть в такую игру: « Я буду начинать слово, произносить первый слог, а ты будешь его заканчивать. Отгадай, что я хочу сказать? По …» Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, можно предложить ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет (на один предлагаемый слог).
Необходимо фиксировать не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов,сообразительности, речевой активности.
3.Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» (15минут).
Цель:развитие образного мышления, умения работать по определенным правилам.
А.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек:
«Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтовы осталось 4 квадрата»(1).
«Дана фигура, похожая на стрелку. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника»(2).
«Составить два разных квадрата из 7 палочек»(3).
Б.Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры:
«В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника»(1).
«В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата»(2).
«Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок»(3).
«Переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк»(4).
«Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела в другую сторону»(5).
4. Игра «Я знаю много слов…» (10минут).
Цель: развитие гибкости ума.
Предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: «Назови слова, обозначающие деревья». Ребенок называет деревья, считая при этом и отбивая мяч об пол: «Я знаю много слов, обозначающих деревья: береза—раз, клен—два, липа—три, сосна—четыре,ель—пять и т.д.» Можно предложить назвать слова:
- относящиеся к спорту;
- обозначающие зверей;
- обозначающие домашних животных;
- обозначающие наземный транспорт;
- обозначающие воздушный транспорт;
- относящиеся к искусству;
- обозначающие овощи;
- обозначающие фрукты.
5. Упражнение «Составь фигуру» (10минут).
Цель: развитие образного мышления, а также геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Ребенку показывается схематичное изображение фигуры и ее частей (см. приложение) и предлагается отметить две части, из которых можно составить эту фигуру: «На каждой полоске закрась карандашом две такие части, из которых можно составить круг (треугольник, многоугольник)».
Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т. е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.
6. Прощание, обмен впечатлениями проводится аналогично, т. е. как в занятии №1 (5минут) .
7. Домашнее задание: упражнение «Подбери слова».
Цель: развитие способности выделять родовые и видовые понятия, формирование индуктивного речевого мышления.
Ребенку предлагаются два столбика слов (на отдельном бланке):
мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекомое
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба
Инструкция: «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу».
Занятие №3.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Материал: мяч, 6 картинок (объединенных одним сюжетом).
Ход занятия:
1. Упражнение «Приветствие». Обсуждение домашнего задания (5минут).
2. Упражнение «Систематизация» (10минут).
Цель: развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Упражнение начинается с небольшой беседы психолога и ребенка: «Скажи пожалуйста, ты бывал(а) когда-нибудь в лесу? С кем ты ходил(а) в лес? А что
растет в лесу? Скажи, какие ягоды ты знаешь? (ребенок перечисляет названия знакомых ему ягод.) Далее психолог продолжает: «Сейчас я буду называть слова, если среди них ты услышишь слово, обозначающее ягоду, то хлопни в ладоши».
Слова для предъявления—капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, кабачок, брусника, слива, абрикос, апельсин, клюква.
Далее задача усложняется: «Сейчас я буду называть слова, если услышишь слово, относящееся к ягодам, хлопни один раз, если к фруктам—два раза». (Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие).
В качестве основания для классификации может быть тема—инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.
Если ребенок быстро справляется с упражнением, то его можно дополнить: «Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?
лимон и груша
малина и земляника
яблоко и слива
смородина и крыжовник
Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?»
3. Упражнение «Найди закономерность» (10минут).
Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и заполнить пустые клетки, не нарушая закономерности:
1) в линейном ряду: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности».
2) в таблице: а) « Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы и в этом ряду были представлены все виды снежинок»;
б) « Рассмотри флажки. Подумай , как нужно заштриховать последний, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой».
Отличие этого варианта задания 2 от предыдущего (со снежинками) заключается в наличии двух признаков, по которым происходит установление закономерности, а не одного (в данном случае это: форма флажков и штриховка).
Важно, чтобы при установлении закономерности ребенок смог учесть оба признака одновременно.
4. Игра «Говори наоборот» (5минут).
Ребенку предлагается поиграть в игру с мячом: « Я буду говорить слово и бросать тебе мяч. Ты тоже говори слово, но только наоборот и бросай мне мяч обратно. Например, я говорю большой, ты говоришь—маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
веселый—грустный
быстрый—медленный
красивый—безобразный
пустой—полный
худой—толстый
умный—глупый
трудолюбивый—ленивый
тяжелый—легкий
трусливый—храбрый
белый—черный
твердый—мягкий
шершавый—гладкий и т.д.
5. Упражнение «Последовательность событий» (10минут).
Цель: развитие логики, монологической речи, грамматически правильного построения фразы, а также наблюдательности.
Перед ребенком в произвольном порядке кладутся 6 картинок, объединенных
одним сюжетом. Дается инструкция: « Посмотри внимательно на эти картинки. Разложи их по порядку так, чтобы было понятно начало сюжета, его продолжение и завершение сюжета».
Дополнительное задание: «Какое название можно дать этим картинкам? Составь рассказ».
6. Прощание. Обмен впечатлениями. Домашнее задание (5минут).
Психолог интересуется настроением ребенка, его желанием продолжить следующие занятия, дает домашнее задание: упражнение «Анаграмма».
Анаграмма—буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.
Цель: развитие умения решать задачи комбинаторного типа, т. е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций.
Инструкция: «Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, к, о, а, ш».
Занятие №4.
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделение существенных признаков, а также абстрактно-логического мышления.
Материал: игровое поле из 20 квадратов.
Ход занятия:
1.Упражнение «Приветствие» (5минут).
Обсуждение домашнего задания: психолог интересуется у ребенка легко или трудно было выполнять упражнение «Анаграмма», как выполнялось задание (самостоятельно или с помощью взрослого).
Цель: выяснение трудностей,чтобы скорректировать дальнейшие занятия.
2. Упражнения на развитие мыслительных процессов (15минут).
- «Найди лишнее слово».
Цель: развитие процессов обобщения и отвлечения.
Психолог читает ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Серии слов могут быть следующими:
- старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- храбрый, злой, смелый, отважный.
- яблоко, слива, огурец, груша.
- молоко, творог, сметана, хлеб.
- час, минута, лето, секунда.
- ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- платье, свитер, шапка, рубашка.
- мыло, метла, паста зубная, шампунь.
- береза, дуб, сосна, земляника.
- книга, телевизор, радио, магнитофон.
2) «Найди лишнюю картинку».
Цель: развивать умение выделять и объединять предметы по существенным
признакам.
Подбирается серия рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый—лишний.
Упражнение выполняется аналогично первому. Разница состоит лишь в том,что первое дается в словесной форме, а второе—в наглядной.
3. Игра «Длиннее—короче» (5минут).
Цель: формирование умения отделять форму понятия от его содержания.
Предложить ребенку поиграть в игру: «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче».
--- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
--- Кит или кот? Какое больше? Почему?
--- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
--- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
--- Грибок или гриб? Какое больше? Почему?
--- Рука или ручка? Какое длиннее? Почему?
4. Упражнение «Путешествия животных» (15минут).
Цель: формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели.
Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.
В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 20 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат (см. приложение).
Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу:
«Сейчас мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот—со звездочкой, этот—с грибочком, этот—с флажком и т.д. Зная эти все квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят рядом, какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики стоят рядом с елочкой, какие через один от нее?»
После того, как игровое поле освоено ребенком,вводится правило: «Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении.Например, куда может прыгнуть белочка из клетки с елочкой? В клетку с колокольчиком или с домиком, а больше никуда. А из клетки с домиком? В клетку с елочкой, с листиком, с тучкой и все».
Варианты заданий:
- Как белочке из клетки со звездочкой попасть в клетку с окошком?
- Как белочке из клетки с солнышком попасть в клетку с грибочком?
- Как белочке из клетки с треугольником попасть в клетку с кустиком?
- Как белочке из клетки с колокольчиком попасть в клетку с яблоком?
При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.
5. Прощание. Обмен впечатлениями. Домашнее задание (5минут).
Психологом подводится итог занятия. Он интересуется впечатлениями ребенка от занятия; что ему понравилось больше всего, что меньше всего.
Дается домашнее заданние:упражнение «Анаграмма»(с другой инструкцией).
Инструкция: « Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить».
1) е, м, р, о 2) к, у, а, п 3) а, к, о, р, о, с
р, а, е, к з, я, ц, а в, л, е
ш, а, а, м, р, о, к а, и, с, л щ, а, у, к
о, о, е, з, е х, м, а, у а, а, ь, с, р, к
ь, ю, т, л, н, а, п м, й, е, в, а, у, р т, р, г, и
ф, к, а, а, л, и к, в, о, л а, н, о, о, р, в
к, ж, у ь, о, н, к, у
Занятие №5.
Цель: развитие наглядно-образного и абстрактно- логического мышления.
Материал: мяч.
Ход занятия:
1.Упражнение «Приветствие». Обсуждение домашнего задания (5минут).
2. Упражнение «Аналогии» (15минут).
Цель: формирование умения устанавливать логические связи между понятиями.
Это упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся
приведенные ниже слова. При этом начальная пара слов служит как бы
ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Задача психолога—подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять
существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий.
Задания:
- Лошадь Корова
жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык
- Яйцо Картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха
3. Ложка Вилка
каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда
4.Коньки Лодка
зима лед, коток, весло, лето, река
5. Ухо Зубы
слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать
6. Собака Щука
шерсть овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя
7. Пробка Камень
плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
8. Чай Суп
сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка
9. Дерево Рука
сук топор, перчатка, нога, работа, палец
10. Дождь Мороз
зонтик полка, холод, сани, зима, шуба
3. Игра «Слова—близнецы» (5минут).
Цель: развитие логики; понимания слов-амоний, имеющих разное значение, но одинаковое звучание и написание.
Психолог обращается к ребенку с вопросом: «Какое слово обозначает то же самое, что и слова: родник и то, чем открывают дверь?» и бросает ребенку мяч. Ребенок отгадывает слово и бросает мяч обратно психологу.
Слова—близнецы:
--- прическа у девочки и инструмент для срезания травы;
--- ветка винограда и предмет для рисования;
--- овощ, от которого плачут, и стрелковое оружие;
--- часть ружья и часть дерева;
--- то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
--- из него течет вода и машина на стройке.
4. Упражнение «Пословицы» (15минут).
Цель: формирование способности оперирования смыслом.
Инструкция ребенку: «Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например: семь раз отмерь, а один раз отрежь. а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы; б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать; в) продавец отмерил семь матров ткани и отрезал. Правильный выбор здесь б), а в) и а)—лишь частности и не отражают основного смысла.
Задания:
- Лучше меньше, а) одну хорошую книгу прочесть
да лучше полезней, чем семь плохих;
б) один вкусный пирог стоит
десяти невкусных.
- Поспешишь—людей а) клоун смешит людей;
насмешишь. б) чтобы сделать работу лучше, надо
о ней хорошо подумать;
в) торопливость может привести к
нелепым результатам.
- Куй железо, а) кузнец кует горячее железо;
пока горячо. б) если есть хорошие возможности для
дела, надо сразу их использовать;
в) неторопливый кузнец часто успевает
большо, чем тот, который торопится.
4.Сделал дело— а) если выполнил работу хорошо,
гуляй смело. можешь отдохнуть;
б) мальчик вышел на прогулку.
а) если не знаешь дела, не
5.Не в свои сани берись за него;
не садись. б) зимой ездят на санях,
а летом на телеге;
в) езди только на своих санях.
6.Умелые руки а) Петр Иванович никогда
не знают скуки. не скучает;
б) мастер своего дела любит и
умеет трудиться.
7. Не красна изба углами, а) нельзя питаться одними пирогами,
а красна пирогами. нужно есть и ржаной хлеб;
б) о деле судят по результатам;
в) один вкусный пирог стоит
десяти невкусных.
5. Упражнение: «Подведение итога всех занятий. Прощание» (5минут).
Психолог сообщает о завершении занятий, о необходимости подвести итоги занятий. Первое, что нужно сделать, это ответить на ряд вопросов:
Как ты себя чувствовал(а) на наших занятиях?
Было ли тебе интересно?
Что тебе больше всего понравилось делать?
Что у тебя вызвало трудности на наших занятиях?
С желанием ли ты выполнял(а) домашнее задание?
После проведения коррекционных занятий рекомендовано повторное
диагностирование мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников
В статье представлены игры для развития речи и мышления дошкольников и младших школьников....
Экспериментальная программа. Развитие внимания и мышления учащихся.
Экспериментальная програма направлена на развитие внимания и мышления учащихся....
Программа развития и коррекции мышления дошкольников.
Программа развития и коррекции мышления дошкольников....
Программа развития элементарных математических представлений дошкольников «Раз – ступенька, два - ступенька»
Программа предназначена для подготовки детей к школе. Рассчитана на 1 год ( 1 час в неделю). Составлена на основе программы Л. Г. Петерсон....
Программа развития и коррекции внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание очень важно. При наличии внимания мыслительные процессы ...
Использование современных образовательных технологий в процессе развития и коррекции мышления.
Выступление на педагогическом совете...
«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.
«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....