Статья на тему "Режим дня младшего школьника"
тест

Статья может быть использована на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya_mladshego_shkolnika.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Режим дня младшего школьника

Для здоровья и правильного развития детей большое значение имеет продуманный распорядок занятий, отдыха, питания.

Режим дня  – это чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учётом возрастных особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетается работа с отдыхом, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша трудоспособность, но и самочувствие, работоспособность, настроение, здоровье.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребёнка динамического стереотипа ответных реакций. Ежедневное соблюдение определённого распорядка настраивает школьника на учёбу, отдых, физическую активность, тем самым облегчая выполнение всех дел, в том числе процесс учёбы. При соблюдении режима дня у ребёнка формируются условные рефлексы: привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствуют быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с приготовлением заданий, его работоспособность повышается.

Организм нуждается в определённом режиме поступления питательных веществ. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием, ведь организм заранее готовится к приёму пищи и лучше её усваивает, она оказывается более полезной и кажется даже более вкусной.

От того, насколько родители организованы сами и готовы помочь ребёнку: вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения, проследить за всем распорядком дня и при этом создать положительный настрой, – зависят  не только успехи школьника, но и его здоровье.

Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок должен обязательно учитывать их индивидуальные особенности и иметь запас времени.

Утром  у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Разбудить его следует за час-полтора  до начала занятий. Время надо скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы утро не омрачать суматохой, приучайте ребёнка собирать с вечера всё необходимое для школы.

Чтобы ребёнок окончательно проснулся и настроился на рабочий лад, необходимо уделить не менее 10 минут утренней гимнастике. Хорошо, если родители утреннюю гимнастику делают вместе с ребёнком. Можно подобрать звуковое сопровождение с учётом музыкальных пристрастий ребёнка, тогда занятия пойдут веселее и с большей охотой. Не забудьте открыть форточку или проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час с удовольствием завтракают. В этом случае не следует проявлять чрезмерную настойчивость в желании накормить их. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между родителями и детьми. Хорошо бы  подобрать любимые продукты ребёнка, чтобы он съел их с удовольствием, меню завтрака можно оговорить заранее вечером.

Интервалы между приёмами пищи должно составлять не более 3 – 4 часов. Если обед в 13.00 – 13.30, то в 16.30 – полдник из фруктов, соков, молочных продуктов (молоко, кефир, йогурт).

Если ребёнок не остаётся в группе продлённого дня, то очень важно организовать свободное от занятий время.

Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, когда ученик ещё адаптируется к новым требованиям, окружению, весьма утомительно. Достаточно большая часть первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного утомления, а среди учеников, которые имеют дополнительные нагрузки в виде музыкальной школы, спортивных секций и т.п. , ещё большая часть , до 75 %. У них недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т.д.).Поэтому   учёбу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских ошибок – усаживать ребёнка за выполнение домашнего задания сразу после обеда. Не прибегайте к подобным крайностям, поскольку ребёнок ещё не стряхнул с себя утомление от уроков в школе. Утомление является закономерным результатом любой работы или деятельности, но его накопление  чревато неприятностями.

Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают в нём потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенёсших болезнь, привыкших спать днём, не стоит лишать такой возможности. Подходить также и прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Кроме того, работоспособность человека меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения к 13 часам, затем обычно снижается. Далее, к 16 часам, у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы время приготовления уроков совпало с подъёмом работоспособности, т.е. приступить к выполнению заданий следует не ранее 16 часов.

Необходимо также учитывать, что в 1 классе обучение осуществляется без домашних заданий. Во   2 классе школьник должен затрачивать на их выполнение  не более 1,5 часа, а в 3 и 4 классах – не более2 часов. Причём после 25 – 30 минут работы необходимо делать 3-5 минутный перерыв для небольшой разминки.

Приучить детей, даже способных и хорошо успевающих, работать без отвлечений, собрано – задача непростая. Здесь очень важны родительское терпение и доброжелательность, которые обязательно будут вознаграждены успехами ребёнка.

С поступлением детей в школу многие родители стараются определить их ещё и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком, компьютером и т.д., а нередко одновременно в несколько различных кружков и секций. Эти полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития ребёнка. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для него. Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием утверждать, что чрезмерные дополнительные занятия, особенно на первом году обучения, весьма утомительны для детей. Ведь утомляют не только сами занятия, но и дорога, а также пребывание в коллективе сверстников. Следует учитывать, что продолжительность дополнительных заданий для 7-летгего ребёнка не должна превышать 1 час.

Врачам давно известно, что день, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию организма, прекрасно снимают утомление. Ежедневно ребёнок должен проводить на улице не менее 3,5 часов.

Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребёнка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления – важная составляющая жизни маленького человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач – обязательный пункт  вечернего времяпрепровождения. Невольно в этот процесс втягиваются и дети. Однако для них продолжительное созерцание передач представляет большую эмоциональную и зрительную нагрузку, которая «съедает» возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, помощь по дому). Вид передач и длительность просмотра должны регулироваться взрослыми.  В учебные дни ребёнок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2-3 раза в неделю не более 30 минут.

При этом очень важно обеспечить необходимые условия просмотра телепередач или видеофильмов, которые избавят от излишнего напряжения зрения. Врачи рекомендуют располагаться перед экраном на расстоянии, равном 7-8 кратной высоте или 3-4 –кратной ширине экрана, т.е. чем больше экран, тем дальше от него должны находиться зрители. При нормальном зрении расстояние между экраном и зрителями не должно быть меньше 2 и больше 5 метров. Телепередачи лучше смотреть в слабо освещённой комнате при включённой настольной лампе или торшере, расположив их таким образом, чтобы свет не попадал в поле зрения и не отражался на экране. Телевизор должен быть исправлен и хорошо настроен.

В равной степени все сказанное относится и к компьютеру, который стал привычным атрибутом домашней обстановки.

Вечером просто необходимо выкроить время для общения с ребёнком, поинтересоваться , как обстоят дела в школе, проверить, как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи ребёнка невелики. Очень важна доброжелательность, ведь от поведения родителей тоже зависит, с каким настроением ребёнок пойдёт в школу.

В выходные дни утренний подъём возможен в более позднее время, но не залёживаться. Если у ребёнка есть домашнее задание, то надо освободить один день полностью от занятий. Но всегда помнить: во всём нужна мера.

Необходимо, чтобы ребёнок в выходные подольше находился на воздухе. Продолжительность прогулок в выходные дни следует увеличить до 5-6 часов. Замечательно, если у родителей есть возможность организовать совместные походы, катание на коньках, санках, лыжах. Посетить музей или театр, или кино, или гостей. Но время приёма пищи и отхода ко сну должно быть таким, как обычно.

Литература

  1. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. – Министерство образования РФ. – от 22.02.1999г. № 220/11-12.
  2. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. – Министерство образования РФ. – от 22.04.2001г. № 408/13-13.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИКИ, 2005г.
  4. Степанов М.И. Режим дня первоклассника.  // Начальное образование. –

2003г. – №2

  1. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений.– М.:АСТ; Астрель, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...