Взаимодействие учителя и родителей обучающихся
статья
Школа – это важный и, достаточно длительный этап в развитии и жизнедеятельности любого ребенка. Поэтому он требует тщательной моральной, психологической и умственной подготовки к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя и родителей обучающихся
В начальной школе учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
В интересах ребенка родителям и педагогам нужно сотрудничать. Они должны стать союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. А значит помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении формировании ценностных жизненных ориентиров. Для этого необходимо создать совместную деятельность и конструктивные отношения.
В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, являются задачами поиска оптимальных решений.
Организация взаимодействия учителя и родителей
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:
- Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
- Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- Индивидуальная работа с родителями;
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Методы изучения семей
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для целеполагания; для понимания истоков и причин сценария развития личности обучающихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
- Наблюдение (учитель, родители, актив класса, социальный педагог, педагог-психолог).
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Анализ детских рассказов и рисунков.
Формы взаимодействия педагога и родителей:
- тематические родительские собрания;
- праздники семьи и класса, семейные гостиные;
- читательские конференции;
- дни открытых дверей в школе, классе;
- выставки семейного творчества;
- фотоконкурсы;
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей; тематические беседы и лектории для родителей;
- проектная деятельность.
Критерии эффективности:
- Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
- Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.
- Формирование у младших школьников положительной самооценки, становление мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Разработанная программа рассчитана на период обучения класса в начальной школе.
Содержание деятельности
В начале каждого учебного года необходимо проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.
В первом классе основным направлением для анализа и исследования является адаптация обучающихся 1 класса, их психологическая и физиологическая готовность к школе.
Цель: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и особенностей адаптации их в начальной школе; подробный анализ адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.
На втором году обучения ученикам начинают выставляться отметки. Отметка играет значительную роль в жизни учащегося. Ученик впервые за знания, работы получает отметку, которая ему нравится (положительная) или не нравится (отрицательная). Отметка часто является причиной ссоры между ребенком и родителями и мерилом ценностей в воспитании детей. Обучающимся и родителям необходимо разъяснять критерии отметки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов.
Обучающиеся и родители начинают участвовать в проектной деятельности. Задачи: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещение родителей и обучающихся в специфике данной работы.
В третьем классе усложняется программный материал. По многочисленным наблюдениям происходит спад качественной и общей успеваемости. Чтобы этого не произошло, и дети в учебе были успешными, родителям необходимо оказывать дома им посильную помощь в приготовлении домашних заданий, сборе информации в различных источниках, отработке определенных навыков.
Четвертый класс является заключительным этапом обучения в начальной школе. Необходимо провести рефлексию всей деятельности, изучить готовность к переходу выпускников начальной школы в пятый класс. Содержание взаимодействия родителей и учителя: анализ и обобщение результатов деятельности, способы обеспечения преемственности начальной и средней школы.
При переходе из начальной в среднюю школу у ребенка наступает период адаптации. Обучающимся и родителям необходимо знать об особенностях этого периода. Поэтому в течение 4 класса нужно на родительских собраниях, на классных часах информировать их.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия учителя с родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся....
Формы взаимодействия учителя с родителями
В презентации представлены формы взаимодействия учителя с родителями учеников. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.• Повышение педагогической ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ СФЕР.
В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЬМИ, ФОРМЫ ДОСУГА, АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОБРАЗЕЦ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ....
Взаимодействие учителя с родителями учащихся
Выступление на педсовете. Затрагивается пробема взаимоотношения родителей с учителями ...
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся в рамках ФГОС.
Мне бы хотелось еще раз коротко наповнить родителям, что такое ФГОС, какая его главная задача, а главное, что же должно изменится и уже меняется в жизни школьников и у родителей с вв...
Взаимодействие учителя и семьи обучающегося.(Работа в экспериментальной площадке)
Методические рекомендации...
Взаимодействие логопеда с родителями обучающегося
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети...