Формы взаимодействия учителя с родителями.
статья по теме

Канторшина Ольга Валерьевна

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  УЧИТЕЛЯ  С  РОДИТЕЛЯМИ  УЧАЩИХСЯ.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями.

  1. Родительские собрания.
  2. Общешкольные и общественные конференции.
  3. Индивидуальные консультации педагога.
  4. Посещение на дому.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и др.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся

Родительские конференции.

Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети. Проблемы  конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье и др. конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации.

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  1. особенности здоровья ребенка;
  2. его увлечения, интересы;
  3. предпочтения в общении в семье;
  4. поведенческие реакции;
  5. особенности характера;
  6. мотивации учения;
  7. моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

Беседа в арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

 Посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях семьи, обычаях, совместных делах и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

  1. Тематические консультации.
  2. Родительские чтения.
  3. Родительские вечера.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают с помощью специальных приглашений. В ходе консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Примерная тематика консультаций для родителей.

  1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  4. Наказания детей. Какими им быть?
  5. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути их преодоления.
  6. Грубость и непонимание в семье.
  7. Талантливый ребенок в семье.
  8. Друзья детей- друзья дома или враги?

Родительские чтения_ очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют.  Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос.  Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера- форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Проводиться 2-3 раза в год. Родительский вечер- это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства до школы собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров.

  1. год рождения ребенка- каким он был, этот первый год?
  2. Первые книжки ребенка.
  3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  4. Друзья моего ребенка.
  5. Праздники нашей семьи.
  6. Можно и нельзя  в нашей семье.
  7. Песни, которые пели мы и поют наши дети.

 Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто новое, полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал.

Доклад подготовила: Канторшина О.В.

Октябрь 2007 год.

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе , то мы…

5. Его отношение к школе было..

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с ..

11.Хотелось бы , чтобы учитель обратил внимание на…

12. В школе где учиться мой ребенок, мне нравится…

13. В школе где учится мой ребенок, меня беспокоит…

14. Мне хотелось бы побеседовать с учителем о…

15. Меня беспокоит в моем ребенке….

16. Если бы я был на месте учителя, то….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия учителя с родителями

В презентации представлены формы взаимодействия учителя с родителями учеников. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.• Повышение педагогической ...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Выступление на заседании  школьного методического объединения классных руководителей...

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Данная статья поможет учителям начальных классов при работе с родителями...

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, поэтому, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Формы взаимодействия учителя и родителей

материал в тезисной форме,отражающий главное во взаимодействии учителя и родителей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса...