Взаимодействие логопеда с родителями обучающегося
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_s_roditelyami_obuchayushchegosya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хаткутова О.В., учитель-логопед
ГБУ ДО ЦППС Кировского района
Санкт-Петербурга
Взаимодействие логопеда с родителями обучающегося
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Не всегда родители, компетентны в вопросах психического и речевого развития детей поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей..
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
- педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
- беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. (Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.)
- общие и групповые родительские собрания также родители в роли пассивных слушателей.
- наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т. д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.
Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:
- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие личностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный эмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Литература
1.Бачина О.В., Самородова Л.Н., «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Данилина Т.А., Стёпина Н.М. «Социальное партнёрство педагогов, детей, родителей», - М «Айрис дидактика», 2004.
3. Дементьева Н.Ф. «Социальная работа с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями», - М. Институт социальной работы, 1996.
4. Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе», - М. «Просвещение», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся в рамках ФГОС.
Мне бы хотелось еще раз коротко наповнить родителям, что такое ФГОС, какая его главная задача, а главное, что же должно изменится и уже меняется в жизни школьников и у родителей с вв...
Перспективный план работы взаимодействия логопеда с родителями в старшей и подготовительной логопедических группах.
Перспективный план работы взаимодействия логопеда с родителями....
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка....
Взаимодействие учителя и родителей обучающихся
Школа – это важный и, достаточно длительный этап в развитии и жизнедеятельности любого ребенка. Поэтому он требует тщательной моральной, психологической и умственной подготовки к нему....
Консультация логопеда для родителей обучающихся
Перечислены сложности , на которые должены обратить внимание родители, чтобы во время помочь ребенку и обратиться к логопеду для коррекции школьных трудностей....
Консультация логопеда для родителей обучающихся"Как помочь ребенку запомнить буквы"
Простые игры и упражнения, направленные на знакомство и запоминание букв....
"Домашнее задание на лето от логопеда" . Для родителей обучающихся , окончивших первый учебный год-1 класс
*Домашнее задание на лето от учителя-логопеда" . Содержит информацию , полезную для родителей обучающихся, окончивших первый класс. Это задания для работы с ребенком на лето, с целью ...