Социальная одаренность и методика ее развития у детей
статья
Социальная одаренность и методика ее развития у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie7_17951z_abaydulina_tatyana.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 7. Социальная одаренность и методика ее развития у детей
1. Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.
Влияние социальной среды на одаренность
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
- структура и эмоциональный климат семьи,
- стили детско-родительских отношений,
- отношение родителей к детской одаренности.
Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.
Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.
Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение.
Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности.
Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.
Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…». Родители беседуют с ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.
Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
- отрицательное,
- игнорирующее,
- положительное,
+ гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Особенности познавательной деятельности
- Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.
- Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
- Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.
- Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
- Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
Психосоциальная чувствительность
- Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
- Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
- Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
- Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
- Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.
- Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики
- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Особенности системы отношений
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).
Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.
Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе. Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.
Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.
Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации
Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.
Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.
2. Подберите игры и этюды на развитие социальных способностей детей.
Игра – упражнение «Ласковый мелок»
Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.
Педагог мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца на спинке одного из детей.
Педагог. Понятно, как надо рисовать? Тогда разделимся на пары. Один ребенок из пары поворачивается спиной, а другой рисует солнышко: сначала круг, затем лучики. Помните, что наш мелок – волшебный и рисовать им надо аккуратно и нежно.
Затем дети меняются ролями. По окончании игры, педагог показывает, как нежным движением руки «стереть» все, что нарисовано, при этом слегка массируя спину.
Педагог. А теперь мы с вами будем создавать портрет семьи.
Дидактическая игра «Портрет семьи»
Педагог. Мы будем из этих частей изготавливать портрет мамы, папы и малыша. Для начала возьмем, три заготовки для лиц и на их основе будем составлять портрет семьи. Сначала составим портрет мамы, приделаем глаза, нос, рот, длинные волосы, затем украсим мамочку. Изготовим разноцветные бусы.
Дети поочередно под руководством педагога собирают портрет мамы.
Педагог. Затем изготавливаем папин портрет: прикрепляем глаза, нос, рот, короткие волосы, усы, бороду.
Дети выполняют задание.
Педагог. А теперь составим портрет малыша: возьмем для лица основу круглой формы, ведь малыш всегда пухленький, прикрепим рот, нос, глазки. Из мальчика можно легко сделать девочку, прикрепив ей на волосы бантик.
Дети выполняют задание.
Педагог. Посмотрите, какая дружная и веселая семья у нас получилась. Старайтесь, чтобы такими же радостными были все члены вашей семьи. Порадуйте их своими заботливым отношением и добрыми делами.
Дидактическая игра «Не поделили игрушку»
Задачи:
· Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.
· Формировать у детей понятие о причинах возникновения ссор, конфликтов.
· Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Дидактический материал: различные игрушки.
Ход игры.
Педагог сообщает детям, что сегодня рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются друг от друга. Педагог предлагает детям разобрать их, а сама наблюдает за ними со стороны. Дети, как правило, стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на самые «хорошие» игрушки оказывается много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка.
Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации:
- Как же нам быть в такой ситуации, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много.
Педагог предлагает детям для обсуждения следующие варианты разрешения конфликтной ситуации:
- Отдать игрушку тому, кто взял ее первый.
- Никому не давать игрушку, чтобы не было обидно.
- Играть всем вместе.
- Посчитаться.
- Играть в игрушку по очереди.
- Отдать игрушку Кате, потому что она в группе самая маленькая девочка и часто бывает грустной.
Дети вместе с педагогом обсуждают варианты возможного выхода из конфликтной ситуации. Педагог выслушивает все их предложения. В ходе обсуждения дети прислушиваются друг к другу. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других детей, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
Педагог говорит: «Предложений много, а на каком же мы с вами остановимся?»
Дети сами выбирают нужное решение, а если затрудняются в этом, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им правильный выбор.
Игры-имитации
«Нарисуй стихотворение»
Цель: развивать воображение, мышление, образное мышление, умение согласовывать действия с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Каждой паре даётся кусочек стихотворения. Необходимо изобразить иллюстрацию к стихотворению. В конце устраивается выставка работ.
«Пантомимические этюды»
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.
«Артисты цирка»
Цель: развивать воображение, мышление, чувство юмора, коммуникативные навыки.
Задача детей – придумать оригинальный номер, и немного прорепетировав показать его
(используются атрибуты, музыкальное сопровождение)
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: развивать воображение и мышление, совершенствовать выразительность движения (без предметов).
Дети разбиваются на пары и совместно решают, какое действие будут показывать. Задача
остальных детей догадаться. «Доброе животное».
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Мы любим друг друга»
Цель: установить доверительный контакт.
Дети делятся на две группы, образуя два круга внешний и внутренний, все смотрят друг другу в глаза и говорят:
Я - дрозд и ты дрозд
У меня нос и у тебя нос.
У меня щечки красные
И у тебя щёчки красные.
У меня губки алые,
И у тебя губки алые.
Я друг и ты – друг.
Мы любим друг друга!
« Принесем друг другу радость »
Цель: формировать оптимальный эмоциональный тонус, открытость внешним впечатлениям; развивать любознательность; помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят.
Содержание: Воспитатель просит детей по очереди назвать все вещи, события, явления,
которые приносят им радость (любимые книги, мечты, приятные сны и т. д. ). Стоя в кругу все берутся за руки, Глядя в глаза сосуду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...».
Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!». Игра продолжается по кругу. После нее желательно обсудить, что чувствовали участники, что хорошего они о себе узнали.
«Какой ты?»
Цель: Развитие социальных эмоций, обучать проявлять сочувствие, сопереживание по
отношению к сверстникам.
Содержание: дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация в которой он должен
изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть
разыгрывают роли самого партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.
Желательно чтобы дети сами предлагали варианты ответов ... Для проигрывания ситуаций
можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни.
«Я и мои друзья»
Цель: развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по
отношению к сверстникам, развивать коммуникативные навыки .Содержание: Для проведения этой игры надо подготовить несколько карточек , разрезанных на две половинки. В качестве усложнения игры могут использоваться неровные линии разреза.
Педагог перемешивает половинки и раздает их детям. Затем по его сигналу ребенок должен найти соответствующую половинку. Здесь необходимо помнить, что в работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь. Предложив несколько способов нахождения пары.
После окончания игры можно поговорить с детьми о том, кто как нашел свою половинку и какие еще есть способы.
«Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижения напряжения, формирование
умения подчинятся требованиям другого, произвольный контроль.
Содержание: Участники группы становятся лицом друг к другу, таким образом, разбиваются на пары. Один человек в паре - водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а отражает движения, По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
«Жизнь в лесу»
Воспитатель садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей.
Воспитатель. Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках.
Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не
разговаривали между собой.
3. Подберите задания, которые помогут детям научиться доброжелательно общаться друг с другом.
«Добрые эльфы»
Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.
Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…
Разыгрывается бессловесное действо.
«Птенцы»
Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в
скорлупе. Через положенное время он разбивает её своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и
неожиданностей. Всё ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнём разбивать скорлупку.
Вот так! (Показ.) Всё! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдёмся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют
разговаривать, они только пищат.
«Муравьи»
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя.
Воспитатель. Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и всё лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые тёплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как
муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.
Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ,
заканчивая его хороводом и танцами.
«Театр теней»
Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она всё время с вами. А если вы с кем-то идёте или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности всё повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо- тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!
Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга,
здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога. «Ожившие игрушки»
Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.
Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью
игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку,
вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если
кто-то затрудняется, взрослый предлагает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою
игрушку.
«Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Ход: один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
«Волшебный цветок»
Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Ход: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они
выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
4. Подготовьте кейсы-описания детей (период детства на выбор), имеющих признаки социальной одаренности.
Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Такие дошкольники легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия. По характеру они искренни, открыты, склонны к проявлению эмпатии, нередко являются лидерами в группе, так как обладают хорошими организаторскими способностями.
О достаточно сформированной социально одарённой личности можно говорить и в период ранней молодости, когда общение и социальное взаимодействие уже не являются ведущей деятельностью, и на их место приходит профессиональное становление и самоопределение молодого человека. В этом возрасте молодые люди начинают активно проявлять себя в той или иной деятельности. Многие пробуют себя в деятельности социономического типа и становятся достаточно успешными, не имея при этом профессионального опыта как такового. Вероятней всего, эффективность деятельности на данном этапе возрастного развития связана со способностями личности.
Описывая человеческие способности, Б.М. Теплов выделил три их главных признака:
1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (многих деятельностей).
3. Само понятие «способность» не сводится только к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже наработаны у данного человека.
К признакам, предложенным Б.М. Тепловым, В.С. Мерлин считает необходимым добавить ещё два.
1. Продуктивные индивидуально-своеобразные приёмы и способы работы.
2. В качестве способностей могут выступать как свойства индивидуума, так и свойства личности. При этом последние определяют наиболее обобщённые отношения личности.
Все эти признаки необходимо учитывать при анализе социальной одарённости личности.
Как полагает Е.И. Власова, социально одарённый субъект несёт в себе способности двоякого рода. С одной стороны, это — те психологические особенности, которые отличают одарённых людей в целом независимо от типа одарённости (креативность, трудолюбие и увлечённость, широкие познавательные интересы и эрудированность, целеустремлённость и настойчивость, экономичность и простота решений, высокая скорость протекания психических процессов и развитый интеллект). С другой стороны, это — способности, которые проявились у социально одарённого субъекта вследствие его специфического опыта активности в различных видах деятельности социономического характера. Прежде всего, необходимо назвать способности к социальной перцепции и экспрессии, просоциальному поведению, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля. В личностной структуре социально одарённого индивида особое место занимает способность сопереживать другому человеку (эмпатия), гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния.
Согласно Д.В. Ушакову, социальная одарённость проявляется в сфере лидерства и социальных взаимодействий. Она представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и не когнитивных факторов (темперамент, личностные особенности — способность к сопереживанию, оптимизм, высокая активность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределённости, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений).
Можно заметить, что состав социальной одарённости достаточно неоднороден и многозначен, поэтому он требует оптимального решения и эмпирического обоснования. На сегодняшний день эмпирические исследования социальной одарённости в качестве самостоятельного феномена проводились в рамках педагогической деятельности в работах Н.А. Аминова и Т.М. Хрусталёвой на примере исследования педагогической одарённости школьников и учителя. Авторы построили свою модель (структуру) социальной одарённости на основе модели, разработанной американским специалистом в области обучения одарённых детей Дж. Рензулли. В мировой психологии её часто называют теорией трёх колец, поскольку концепция описывает одарённость как взаимодействие трёх групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлечённости (мотивация) выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж. Рензулли представляет в виде трёх взаимно пересекающихся окружностей.
Исследователи Н.А. Аминов и Т.М. Хрусталёва предполагают, что социальная одарённость включает в себя пять основных компонентов: социальный интеллект, креативность, социальная мотивация, коммуникативно-организаторские способности и управленческие свойства личности.
Под социальным интеллектом авторы понимают интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как своё собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.
Многие психологи (Богоявленская Д.Б., Матюшкин А.М., Пономарёв Я.А.) в своих исследованиях одарённости подчёркивают особую роль творчества. Отсюда главный вывод, что креативность является одним из компонентов социальной одарённости и выступает как оригинальность мышления, способность принимать решения в нестандартных ситуациях взаимодействия.
Старший школьный возраст является благоприятным временем для подобной работы. Это связано со многими психологическими особенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов стремлением к оригинальности, стремлением быть взрослым, быть лидером. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному, правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этом возрасте формируется “внутренняя позиция” личности, обуславливающая определенную структуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личность старшеклассника еще окончательно не сформирована и открыта к изменениям. Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания. Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то есть целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Все это является хорошей базой для развития лидерских особенностей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методики по развитию творческих способностей детей
диагностика развития творческих способностей детей ...
методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...
Оригами. Как игровая методика для развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
В своей статье я рассматриваю вопрос об организации внеурочной деятельности для начальных классов. А именно о формировании творческих и умственных способностей детей....
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...
Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик
Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...
Повышение результативности обучения на основе методики системного развития детей с учётом эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект?Принципы методики системного развития детей с учётом эмоционального интеллекта.Пять видов контента при работе с текстом....
Методика комплексного развития творческих способностей детей с ментальными нарушениями
Презентация о методике комплексного развития творческих способностей детей с ментальными нарушениями....