Организация учебного пространства для учащихся с РАС
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Рекомендации по организации пространства и созданию визуальной поддержки для детей с РАС

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №487

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Организация учебного пространства и создание визуальной поддержки для детей с РАС

 

Подготовила: тьютор Литвинова Е.Е.

г. Санкт-Петербург

2020

Организация учебного пространства и создание визуальной поддержки для детей с РАС

Многим детям с РАС свойственны особенности восприятия и обработки информации. К ним относятся трудности с выделением сигнала из шума, с переключением от одной активности к другой, с исполнительными функциями и планированием. Они также лучше усваивают информацию при наличии визуальной поддержки и поддержании высокого темпа занятий для удержания внимания

Дети с РАС так же, как и большинство типично развивающихся сверстников, используют визуальное восприятие материала для закрепления услышанного. Вербальные (речевые) инструкции и социальные сигналы трудны для распознавания, а визуальные подсказки помогают лучше понять то, что происходит вокруг.

Исследования показывают, что в обучении людей с РАС наиболее эффективно использование зрительного канала. Если вербальное предупреждение не работает и воспринимается как шум, используйте предмет, который будет задействован в следующей активности, или картинку с изображением места, куда пойдет ребенок. Это поможет ему понять, что будет дальше, и облегчит переход от одной активности к другой.

Зрительная поддержка

Для людей с РАС зрительная поддержка — один из инструментов первой необходимости.

Общее правило для всех, кто взаимодействует с детьми с РАС, звучит так: говорите меньше и используйте зрительную поддержку. Зрительная поддержка помогает концентрировать и удерживать внимание.

Она представляет информацию в форме, доступной для детей с особенностями, проясняет вербальную информацию, облегчает понимание абстрактных концепций, таких как время, последовательность, причинно‑следственные отношения, а также обеспечивает условия для понимания сообщений, помогает при смене активностей или местоположения.

Основные компоненты зрительной поддержки:

  • визуальная организация: показывает, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (контейнерах);
  • визуальная четкость: привлечение внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание);
  • визуальные инструкции: показывают, с чего начать; последовательность действий и шагов

Расписание

Визуальное расписание — это система, которая наглядно показывает, что и в какой последовательности будет происходить. Его задача — развивать у ребенка с РАС самостоятельность и гибкость, предупреждать о предстоящих изменениях, способствовать снижению тревоги и генерализации навыков и облегчать переходы от одного вида деятельности к другому.

Резкие, неожиданные и значительные изменения дня — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной истерике у вашего ребенка. Разработка расписания, основанной на том, чем вы занимаетесь каждый день, позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой.

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/782/177619726/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_5-5._2.jpg

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/7560/239279496/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B5_5.jpg

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/8111/192282543/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA__1_.JPG

  • Визуально представленные таймеры

Для детей с РАС могут быть характерны трудности с пониманием времени и других абстрактных концепций. Это может создавать ограничения при переходе от одной активности к другой и во время продолжительного ожидания. Для некоторых детей фразы «подожди немного», «через час мы пойдем домой».

В этом случае может помочь визуальное представление промежутков времени. Данная стратегия облегчает понимание длительности интервалов, структурирует представление ребенка о начале и конце той или иной деятельности и может применяться как вместе с расписаниями, так и изолированно.

 - приложение на телефон Visual Timer

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Организация учебного пространства

Презинтация - проэкта. УМК "Школа России". Организация учебного пространства, для реализации поставленных целей и задач, направленных на : актулизацию знаний, участников образовательного процесса, о ч...

Организация учебного пространства леворукого ребёнка

Информация об особенностях развития леворуких детей. Рекомендации родителям по организации учебного пространства леворукого ребёнка....

Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.

Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе....

"Адаптация к школе. Организация учебного пространства в первые дни ребенкка в школе"

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.Ребёнок сталкивается с...

Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

Цель выступления : определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке....