Развитие речи в 2 года. Причины беспокойства.
презентация к уроку
Развитие речи в 2 года. Причины беспокойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи в 2 года. Причины беспокойства. | 621 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
12 месяцев. Причины для беспокойства родителей- ребенок не реагирует на собственное имя, нет лепетных слов(би-би, ав-ав и др). После года развитие речи идет очень быстро. Растет потребность малыша в речевом общении. У ребенка появляется желание не просто узнать, что это за предмет, но и что с предметом можно делать, для чего он необходим. Если родители не поддерживают обращений ребенка, то гасится потребность в общении, идет задержка развития активной речи. Почему ребенок не говорит. Не секрет, что полноценное и своевременное овладение речью является одним из главных условий развития личности ребенка.
Основные причины почему ребенок не говорит: 1. Поражение слуха. Если кроха плохо слышит, то соответственно и плохо воспринимает речь окружающих. И в большинстве случаев страдает определенным нарушением в произношении слов и звуков, что приводит к причине тяжелого и позднего овладения собственной речью. 2. Ослабление детского организма в результате перенесенного тяжелого заболевания или недоношенность могут быть следствием задержки созревания нервной системы ребенка, а следовательно и речи. 3. Гипоксия, родовая травма, интоксикация и инфицирование лекарственными средствами. 4. Общее расстройство развития. Что делать, если ребенок не говорит Первое, что необходимо предпринять-установить конкретную причину возможного нарушения у ребенка. Для этого следует обратиться к специалистам: педиатр, логопед, лор, невролог. Что делать если ребенок не говорит, но развивается интеллектуально. Нужно подобрать увлекательные и нетрудные методики .
Маленькие дети очень легко отвечают на повторяющиеся и однообразные слова, которые родители непосредственно используют для общения с ребенком. Но малышу нужно кроме этого что–то большее. Следует разговаривать спокойным тоном, короткими и неоднократными предложениями, содержащих единственный смысл. И тогда некоторые из слов могут быть непонятны малышу, и он будет пытаться схватить их значения. Родители в данном случае должны подключить их воображение и учить думать и сравнивать. Например, при приеме пищи необходимо спрашивать и рассказывать какое это блюдо на вкус, как называется и какую форму имеет.
Эффективно также задавать дополнительно вопросы, на которые ребенок должен попытаться ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только ограничатся банальными «нет» или «да». В процессе игр пользоваться только простыми командами, например: брось мяч, подними мяч. Важным также является и то, что нельзя заставлять малыша повторять, если он этого не желает. В противном случае все задания, поставленные перед ребенком, требующие от него определенных словесных действий, будут игнорироваться, и отвергаться им.
Признаки задержки речевого развития Большинство родителей считают, что если ребенок не говорит в 2 года, или его речь невнятна, причин для беспокойства нет, и со временем все само собой нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержки речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в обществе, а иногда такая халатность приводит к необратимым изменениям в психике ребенка. Поэтому своевременное диагностирование задержки речевого развития (ЗРР) на любом из этапов становления речи – первый шаг на пути к выздоровлению.
Что должно насторожить родителей в поведении малыша: Новорожденный не реагирует на громкие звуки, не поворачивает голову на источник маминого голоса. В возрасте от 2 месяцев до 4 малыш не гулит и не начинает активно реагировать при появлении близких людей. Малая активность речевой вокализации или полное отсутствие лепета в возрасте от 9 месяцев до года. Ребенок не говорит в год простые слоги и не может выполнить простые устные просьбы, например, показать на картинке животное. Полуторагодовалый малыш говорит односложные слоги, не произносит простые слова – «мама», «на», «дядя» и даже их сокращенный вариант. Не реагирует на свое имя. Ребенок плохо говорит в 2 года, речь его невнятна и односложна. Малыш после трех лет не может составить простое предложение, часто путает окончания слов, словарный запас менее 30 слов. При обнаружении у своего ребенка любого из вышеперечисленных признаков ЗРР необходимо проконсультироваться у специалиста, что бы исключить патологию или при ее обнаружении вовремя помочь ребенку.
Каждый ребенок индивидуален, имеет свой путь развития и не стоит сравнивать его достижения с умениями других. Это касается и речи, поскольку мамочки очень часто беспричинно паникуют из-за того, что соседский ребенок говорит много и сложно, а свой продолжает проговаривать только первую половину слова. Возможно, имеет место наличие вербального отставания, которое проявляется в недостаточном количестве слов в словарном запасе. Для его устранения нужно больше говорить с малышом, называть предметы, которые его окружают, просить показать те или иные вещи. Если речь ребенка не связана с физиологическими нарушениями, то причину необходимо отыскать в семье. Когда малышу уделяют мало внимания, вместо общения включают мультики или просто предоставляют самому себе, то речи будет взяться не откуда. Малышу важно слышать правильную речь, видеть предмет, который ассоциируется с определенным названием, выполнять действие, которое называется так и не иначе.
Как «разговорить» ребенка. Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо читать ему стихи, прибаутки, имитировать звуки природы и животных. При этом важно стимулировать желание малыша повторять за взрослым, отвечать на вопросы и описывать действия, которые происходят вокруг. При чтении любимых строк или песен нужно научить малыша «помогать» взрослому. То есть вставлять нужные слова в том самом месте. Если ребенок не хочет разговаривать в 2 года, нужно за ним понаблюдать родителям и специалистам. В таком возрасте сложно определить наличие серьезного заболевания (аутизма, олигофрении), можно провести ряд медицинских обследований и наблюдений.
Возможные ошибки в воспитании, в результате которых ребенок не говорит. 1. Мама не уделяет достаточного времени малышу, мало с ним читает и говорит, во время игр не рассказывает ему детских сказок. 2. Малыш подвергся стрессу: его отдали на несколько дней бабушке или отправили в садик и в итоге ребенок замкнулся. Доказано также, что стресс способен оказывать и противо-положное влияние. Так в незнакомом для ребенка месте могут появиться масса впечатлений, с которыми он обязательно захочет поделиться. 3. У малыша не на должном уровне развита мелкая и крупная моторика. 4. Родители имеют привычку угадывать желание малыша по его жестам, т.е. у ребенка отсутствует необходимость учиться говорить. 5. В семье принято разговаривать на двух языках. В таком случае ребенок, понимая слова не способен разделить их по языкам. И один и тот же предмет носит несколько названий и малыш путается. Целесообразно, чтобы в течение первых 2-3 лет жизни ребенка употреблялся только один язык.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ: Больше говорите с ребёнком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание), комментируя окружающее, постоянно повторяйте действия в течение дня. Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух. Пойте ребёнку. Лучше не менять часто репертуар. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паравозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у. Чаще читайте!!! Ограничте влияние компьютера, телевизора . Не ждите, пока ребёнок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик) количество (один – много). Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, проводите игры типа «Сорока-белобока». Развивайте общие движения малыша: бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание. Сочетайте движения с музыкой.
Диагностическая шкала оценки этапов начального вербального развития: 12 мес .-использование 3-4 лепетных слов с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом. 15 мес .-словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 18 мес .-Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. 21 мес .-Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас 20 слов. 24 мес .-показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, предложения из 2-х слов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие по развитию речи Времена года. Зима.
Конспект коррекционного занятия по развитию речи в 1 классе СКОУ VIII вида...
Проверочная работа по развитию речи; 1 класс конец года
Проверочная работа по развитию речи; 1 класс конец года...
Проверочная работа по развитию речи; 4 класс начало года
Проверочная работа по развитию речи; 4 класс начало года...
Методическое пособие по развитию речи 1 класс "Времена года"
Методическое пособие рекомендуется использовать в 1 классе для развития речи обучающихся....
Урок по развитию речи: "Времена года. Осень"
Сегодня мы с вами поговорим об осени, уточним и обобщим все знания полученные на уроках. И узнаем что-то новое....
Конспект занятия по развитию речи: "Времена года"
Обобщение знаний о временах года, развитие речи, обогащение словарного запаса. ...
Развитие речи малыша от 0 до 1 года. Как развивать речь ребенка
Развитие речи малыша от 0 до 1 года. Как развивать речь ребенка...