Совместная игра
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ
Соблюдение правил в совместной игре, а также выполнение требований, предъявляемых детьми друг другу, представляет собой форму регуляции их поведения.
Наблюдения показали: включение в настольные игры ролей, предполагающих объяснение правил другим участникам и контроль за их соблюдением способствует постепенному соблюдению этих правил в условиях взаимного контроля при отсутствии взрослого. Игровые правила приобретают ценность, становятся регуляторами поведения, воспринимаются как необходимые атрибуты игры.
Без специального акцентирования функции контроля и самоконтроля остаются вне внимания детей в совместных играх, а, следовательно, нарушаются правила. Внешне развернутые действия контроля, осуществляемые ведущим, судьей, учителем в игре, пока у детей не сформированы механизмы внутренней регуляции, делают поведение ребенка подконтрольным сознанию и тем самым управляемым и произвольным.
Учитывая эти особенности, мы решили повысить значимость игровых правил в совместной игре посредством введения дополнительной роли судьи, функции которого заключались в осуществлении контроля за действиями ведущего и рядовых участников игры. Последовательность организации поведения детей была следующей: роль ведущего выполнял ребенок — нарушитель правил, за его действиями в игре наблюдал судья, в роли которого выступал ребенок, умеющий соблюдать и отстаивать правила.
Затем ребенок - нарушитель правил сам выполнял роль судьи, следил, за соблюдением правил другими. Последовательное выполнение роли ведущего, затем судьи, снова ведущего и рядового участника игры оказалось эффективным способом организации поведения детей. Судья контролировал действия ведущего и рядовых участников игры, останавливал их в стремлении сделать ход вне очереди, побуждал выполнять правила.
Приведем некоторые примеры. Наташа в игре «Ходилка» выполняет рядовую роль и хочет взять себе красную фишку. Света - ведущая - дает ей синюю. Наташа недовольна, но, посмотрев на Юлю (судью), прекращает спор. Наташа все время стремится выиграть, и лишь присутствие судьи не позволяет ей нарушить правила. Испытывая затруднения, девочка обращается к судье: «Юля, помоги мне правильно поставить фишку». С готовностью принимает помощь, подчиняется правилам.
Таким образом, роль судьи оказалась более действенной, чем прямое вмешательство взрослого. Под воздействием судьи дети соблюдают правила в совместной игре, внимательно относятся к его требованиям, выполняют все его указания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Творческая игра как способ развития одарённости". Внеклассное занятие по теме "Обучение совместному творчеству".
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на пер...
Совместные игры на свежем воздухе
Даннаястатья является помощником воспитателям ГПД в проектировании и организации прогулок....
Совместные игры для детей и родителей
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ...
Совместные игры для детей и родителей
Дети нуждаются в общении с родителями. Одним из вариантов такого общения может стать игра. Игра с детьми устанавливает связь, которая продлится навсегда. Общение во время игры позволяет ребенку чувств...
Сценарий совместной игры детей с РАС и нейротипичных сверстников
Для детей с расстройством аутичтического спектра, как и для нейротипичных сверстников игра является способом познания окружающего мира. Совместные игры с нейротипичными сверстниками помогают детям с р...
"Совместные игры с детьми"
Показать, какую роль играют совместные игры детей и родителей....
Консультация для родителей «Совместные игры с детьми в семье»
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней...