Влияние эмоционального интеллекта на школьную успеваемость
консультация

Волкова Любовь Владимировна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейная гостиная 26.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость в школе
  2. Если ребёнку удаётся добиться

успехов в школе, у него есть

все шансы на успех в жизни.  

американский психолог Уильям  Глассер

Когда ребенок начинает учиться в школе, он проходит через множество стрессовых ситуаций: новая среда, знакомство с другими детьми, необходимость налаживать взаимоотношения с одноклассниками. При всем этом он находится под давлением родителей и педагогов, которые требуют высоких результатов: ты должен знать, получать только хорошие оценки, много заниматься. Дети и сами стремятся учиться хорошо, но уже спустя год большинство из них теряют интерес к школе.

  1. Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.

  1. Психолог Дениел Гоулман выделяет 5 основных показателей эмоционального интеллекта:
  • Самоосознанность – способность распознавать и понимать свое настроение, эмоции и побуждающие факторы, а также их влияние на окружающих людей.
  • Мотивация – стремление достигать успехов в работе без привязки к вознаграждению, а также склонность к достижению поставленных целей с энтузиазмом и настойчивостью
  • Социальные навыки общения – умение управлять взаимоотношениями, выстраивать социальные связи и оказывать влияние на других людей
  • Эмпатия – способность к пониманию текущего эмоционального состояния других людей и к сопереживанию
  • Управление своими эмоциями – способность контролировать или перенаправлять разрушительные импульсы или эмоции, удерживаться от поспешных суждений, думать перед тем, как действовать

  1. Тест на эмоциональный интеллект

Тест на эмоциональный интеллект по методике Николаса Холла показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению, отношение к жизни и поиски гармонии.

6. Для чего эта способность нужна ученику?

Эмоциональный интеллект является основой социализации ребенка.

Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают лучшими коммуникативными, вербальными и когнитивными навыками. Развивая эмоциональный интеллект, мы учим детей справляться со сложными ситуациями – они не замыкаются в себе, проще находят язык со сверстниками, лучше понимают себя и окружающих.

От уровня развития эмоционального интеллекта зависит умение понимать чувства и эмоции других людей, а также влиять на них для выстраивания отношений сотрудничества. Если ребенок понимает то, что чувствуют окружающие, он понимает то, что движет людьми, их цели, их настроение. Таким образом, и работать в команде ему будет проще, комфортнее. А умение взаимодействовать с другими людьми позволяет получить больше опыта, расширить свой кругозор, избежать конфликтных, а, значит, стрессовых ситуаций.

Выбор будущей профессии

Понимая свои эмоции, ребенок осознает реакцию своего организма на ту или иную ситуацию. Развитие внутренней модели «я чувствую» помогает ребенку понимать свои интересы, а это – ключ к открытию собственных талантов.

Если такого ребенка погрузить в разную среду и познакомить с различными профессиями, он очень быстро поймет, что ему особенно интересно, и начнет развивать те или иные навыки.

Восприятие информации

В зависимости от эмоционального состояния и обстановки вокруг дети абсолютно по-разному воспринимают информацию. В качестве примера можно привести известный эксперимент: взрослым показывали фотографию человека и говорили, что это преступник, осужденный за тяжелые деяния. В другой группе показывали эту же фотографию и говорили, что на ней запечатлен ученый, отец двоих детей, путешественник и так далее. Убрав фотографии, представителей групп попросили описать внешность человека. В первой группе говорили, что видели низкий лоб и злой взгляд, представители второй группы увидели открытое лицо, уверенный и, наоборот, добрый взгляд.

Этот эксперимент наглядно показал, что в зависимости от контекста мы совершенно по-разному воспринимаем информацию.

Стоит не забывать, что даже отрицательные эмоции могут быть полезными: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы.

Самое главное — мы должны позволить детям выражать все свои чувства и эмоции. Но не нужно принимать все модели поведения, запускаемые этими эмоциями!

Мотивация

Во многих школах до сих пор руководствуются базовыми принципами обучения: ребенок обязан «знать», «понимать», «уметь». Никому не интересно, почему школьник не воспринимает новый материал, неохотно выполняет домашнее задание и вообще не хочет идти в школу. В данном случае достаточно вспомнить теорию пирамиды Маслоу, во главе которой стоят познавательные потребности. Однако данная потребность возникает только после удовлетворения первостепенных требований человека: физиологических и, конечно же, потребностей в любви, заботе и признании. Родители не задумываются об этом, забывая спросить у своего ребенка: «А что ты чувствуешь? Почему тебе это не нравится?»

Работа с эмоциональным интеллектом помогает развить в ребенке мотивацию – он не боится неудач, учится идти к своей цели и добиваться желаемого. Вовлеченность зависит и от того, понимает ли ребенок смысл заданий — для чего мы это будем делать? Зачем это ему? Как он сможет применить это в реальной жизни?

Чем лучше вы объясните цели и задачи, тем более осмысленно и активно ребенок будет участвовать в процессе.

Для младших школьников можно использовать сказочную реальность и воображаемые цели. Задача обучения — передать ребенку навык и развить в нем мотивацию: школьнику важно почувствовать радость и собственную значимость от применения новых изученных навыков. А радость, в свою очередь, мы чувствуем от реализации собственных целей.

Таким образом, мы видим, что эмоции и эмоциональный интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка.

7. Как развивать эмоциональный интеллект ребенка?

  1. Полезные ритуалы – делиться радостью с ребенком, фиксируя его чувства
  2. Веселая встреча – Правило 3 минут: Правило заключается в том, чтобы каждый раз встречать ребенка так, словно вы не виделись очень давно (даже если ваша разлука длилась всего 5 минут, пока вы выбегали в магазин).

При этом важно опуститься на уровень глаз ребенка и уделить 3 минуты на то, чтобы обнять ваше чадо и спросить, что происходило, пока вас не было. Особенно важно соблюдать это правило,  встречая ребенка из школы или возвращаясь к нему после рабочего дня

  1.  Тактильный контакт с ребенком
  2. Развивайте эмоциональную память – Заведите специальный дневник и записывайте туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать свое будущее поведение.

 Дневник успеха - спрашивать каждый день у ребенка какие у него были  успехи и рассказывать ребенку о своих успехах.

Банка положительных эмоций – записки с воспоминаниями, памятные фото, реквизиты (билеты, фантик, игрушка)

  1.  Будьте эмоционально  честны.

Делитесь с другими и неприятностями, и радостями. Развивайте чувства эмпатии, сострадания.

Практикуйте желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте выводы, и в следующий раз держите себя в руках, даже если это сложно

  1. Учитесь слушать. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.
  2. Полезные источники
  1. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.
  3. Селигман М. Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера.
  4. Лэйни М. Мой ребенок-интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе.
  1. Интерактивная образовательная платформа – УМНАЗИЯ

разработала программу из серии социальных навыков – Эмоциональный интеллект для детей 6 – 13 лет

  1. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников"

Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются...

Психологические факторы развития и их влияние на школьную успеваемость.

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов, на родительском собрании для работы по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников....

Влияние психологических факторов развития ребенка на школьную успеваемость

игра; умственное развитие; организация учебной деятельности...

«Влияние типов темперамента на школьную успеваемость»

laquo;Влияние типов темперамента на школьную успеваемость»...

Статья по теме «Влияние эмоциональной напряженности на успеваемость учащихся в младшем школьном возрасте»

Проблема неуспеваемости относится к вечным вопросам образования и имеет не только практическую, но и теоретическую значимость. Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальн...

психологические факторы развития детей и их влияние на школьную успеваемость

        Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, яв     является у...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...