психологические факторы развития детей и их влияние на школьную успеваемость
консультация (1 класс)

Алтухова Наталья Ивановна

          Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, яв     является уровень умственного развития детей.  Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых уче   учебным  процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_faktory_razvitiya_uchenika.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

     Психологические факторы развития детей

и их влияние на школьную успеваемость.

     Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей.  Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным  процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.

 Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности. А успешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности - эмоциональной, мотивационной, волевой, характерологической.      Под влиянием чего осуществляется умственное развитие? В определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием - обучения и воспитания.

Что же понимается под психологической готовностью детей к школьному обучению?  Речь идет о кардинальной перестройке всего образа жизни и деятельности ребенка, о переходе к качественно новой стадии развития, что связано с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребенка, которые охватывают не только интеллектуальную, но и мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности ребенка.   Готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня развития познавательных возможностей, личностных качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов.

Главным условием формирования психологической готовности к школе является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребенка в игре. Именно в игре, как известно, формируются все познавательные процессы ребенка, умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь заданным игровыми ролями правилам, формируются  все психологические новообразования дошкольного периода развития и закладываются предпосылки для перехода на новый качественный уровень развития.   Однако в жизни, особенно в последние годы  складывается тревожная ситуация психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют. Так,  развитая  форма игры имеет место лишь у 18% детей подготовительной группы детского сада, а 36% детей подготовительной группы не умеют играть вообще. Это искажает нормальный путь психического развития и негативно отражается                                                                                                                                                                                            на формировании готовности детей к обучению в школе.  

В числе одной из причин этого называется неправильное понимание родителями и воспитателями подготовки детей к школьному обучению. Вместо того, чтобы предоставить ребенку наилучшие условия для развития его игровой деятельности, взрослые, отнимая время от игровых занятий и искусственно ускоряя детское развитие, учат его писать, читать и считать, то есть тем учебным умениям и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в следующем периоде возрастного развития.  

Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым  условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.

К числу  таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и   слышать, умение подчинять свои действия  заданной системе требований и контролировать их выполнение.  

 Без этих, на первый взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми, психологических умений обучение невозможно.

Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.

 Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности. К таким свойствам относятся  сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность - неуравновешенность нервных процессов .

Не обуславливая уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.

Тем не менее,  в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим  нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой  и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.

Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требования учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные и типологические особенности.

Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться  усилием самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость – частыми перерывами в работе . Важную роль в преодолении процессуальных трудностей  в учебном процессе у школьников со слабой нервной системой и инертными нервными процессами играет учитель, которому необходимо знать  и владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника.

Положительные стороны учащихся со слабой  нервной системой.

- Могут работать в ситуации, требующей монотонной работы по алгоритму или шаблону.

- Любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;

- Планируют предстоящую деятельность, составляют планы  в письменной форме.

- Предпочитают использовать опоры, наглядные изображения (графики, схемы, таблицы).

- Склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.

Затрудняющие ситуации.

- Длительная, напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает)

- Работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени)

- Высокий темп постановки вопросов.

- Работа в ситуации, требующей отвлечения.

- Работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения.

- Ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.

Современный взгляд на содержание и пути умственного развития школьников  тесно связан с теоретическими представлениями о когнитивных структурах, с помощью которых человек извлекает информацию из окружающей среды, осуществляет анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений  и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза  информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе.

В связи с этим представлением главной задачей школьного обучения должно быть призвано формирование структурно организованных и хорошо внутренне расчлененных когнитивных структур, являющихся психологической базой приобретаемых знаний. Только такая база может обеспечить гибкость и подвижность мышления, возможность мысленного сопоставления разных объектов в самых разных отношениях и аспектах, другими словами, приобретенные знания будут не формальными, а действенными, дающими возможность широкого и разностороннего оперирования ими. Поэтому в процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя  путями:

- целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;

- предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования когнитивных структур, что  приводит к  повышению качества мыслительной деятельности.

 Оказывая существенное  влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, размывая влияние фактора умственного развития.  Другими словами, прямая связь между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития –только один из них.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, со­вершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходи­...

Психологические факторы развития и их влияние на школьную успеваемость.

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов, на родительском собрании для работы по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников....

Социально-психологические факторы здоровья детей.

Выступление на родительском собрании:(старшая группа)«Социально-психологические факторы здоровья детей»...

Влияние психологических факторов развития ребенка на школьную успеваемость

игра; умственное развитие; организация учебной деятельности...

Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...