Статья"Физическое развитие первоклассника"
статья (1 класс)

Артамонова Елена Валентиновна

 Материал статьи можно использовать  классному руководителю и воспитателю группы продленного дня.В статье дается характеристика данного возраста  и рекомендации ,как сохранить здоровье ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fizicheskoe_razvitie_pervoklassnika.odt31.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ №358,Артамонова Елена Валентиновна

Статья: «Физическое развитие первоклассника»

«Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом . Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:

«Всё в твоих руках”

Для того, что бы ребенок успешно обучался в школе необходима не только умственная и психологическая готовность, но  и физическая подготовка .Быстрая смена привычной обстановки, взаимодействие с новыми детьми и учителями является сильной нагрузкой для ребенка, как для всего организма, так и для здоровья . Крепкое здоровье и хорошо сформированные трудовые навыки помогают ребенку не только противостоять различным факторам, но и без особо труда, с интересом сидеть на уроках.

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном. Все мы понимаем, что крепкое здоровье ребенка — основа успешного обучения в школе (в понятие «здоровье» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональная настроенность, соответствие физического и психического развития возрасту). В настоящее время, к сожалению, все больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем. Врачи, физиологи, психологи хорошо изучили особенности развития семилетнего ребенка и имеют достаточно полное представление о том, какой он, сегодняшний первоклассник.

  Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут 20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не «хлюпает» носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, у него нет хронических заболеваний, постоянных простудных заболеваний. Много ли таких здоровых детей приходит в школу? Увы, по статистике, только 20–25%. А остальные? Для остальных школьные нагрузки могут стать слишком большими, а порой и непосильными.

Важно не забывать, что здоровье ребенка, а значит и его школьные успехи, закладываются еще в раннем детстве. Тем не менее, редкая мама вспомнит о различных нарушениях в развитии ребенка или свяжет возникающие школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение беременности и родов. Еще реже родители видят связь между состоянием здоровья ребенка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. На это не всегда обращается должное внимание, а ведь атмосфера в доме очень важна.

А вечные простуды? Не многие родители могут сказать, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь «простуд», а на самом деле — вирусных инфекционных заболеваний. Постоянные ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты — все это очень серьезно. Многие родители ошибочно считают, что корь, свинка, другие детские инфекции — это действительно опасно, а простуда — обычное дело, ничего страшного. Однако, любое из этих заболеваний значительно снижает функциональные возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, нередко хронических заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушений поведения и, как следствие, низкой успеваемости.

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:

  1. Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
  2. Увеличивается количество детей, больных ожирением.
  3. Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
  4. Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
  5. Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

Всем известно, что хорошие зубы — залог здоровья. Однако, задумайтесь, все ли вы делаете для того, чтобы зубы вашего ребенка были здоровыми? Скорее всего, нет, о чем говорит тот факт, что более 90% детей приходят в школу уже с проблемным состоянием полости рта. А больные зубы — это и различные хронические воспалительные очаги в организме, и ревматизм, и болезни почек. Но особенно страдают органы пищеварения: в желудок попадает плохо пережеванная и мало пропитанная слюной пища. Дети, имеющие больные зубы, быстро утомляются, рассеянны, у них чаще отмечаются трудности обучения .На что родителям обязательно надо обратить внимание? Кроме распространенного кариеса у младших школьников часто встречаются искривление зубов и неправильный прикус. И в этом случае не стоит надеяться, что «само пройдет», когда молочные зубы сменятся постоянными. Обратитесь к специалисту, в настоящее время подобные проблемы достаточно просто и успешно решаются.

Следующее, о чем необходимо сказать, — это осанка. В школу сейчас приходит более 30% детей, имеющих ее нарушение. У одного ребенка прямая спина, развернутые плечи, хорошая походка, а у другого — круглая спина, одно плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен. Может, это именно ваш ребенок? К сожалению, часто родители замечают нарушения только тогда, когда на них укажет врач или учитель и не придают этим «мелочам» особого значения. Однако, в этой ситуации нужно торопиться. Ведь ребенок растет, исправить осанку с каждым днем будет все труднее.

Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них наблюдается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку важно еще и потому, что с началом обучения в школе маленькому ученику приходится длительное время сидеть за партой, то есть статическая нагрузка, самая тяжелая для ребенка, будет очень большой. Даже если у малыша до школы все было в порядке, такая нагрузка — это фактор риска для его здоровья. А уж если нарушения были еще до школы, риск возрастает вдвойне.

Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, постоянный насморк, периодическое воспаление среднего уха, частые ангины свидетельствуют о неблагополучии в этой области. Многие родители не задумываются над тем, что не только в период болезни, но и после нее еще довольно долго функциональные возможности организма ребенка снижены, а значит, снижена трудоспособность, повышена утомляемость. Затрудненное дыхание через нос возникает в результате значительного увеличения носовых миндалин (аденоидов). Они препятствуют поступлению достаточного количества кислорода в легкие и, соответственно, в различные клетки организма, особенно клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем . Холодный воздух, поступая в дыхательные пути через рот, не успевает нагреться, поэтому в осеннее, зимнее время года верхние дыхательные пути постоянно переохлаждаются, что приводит к частым простудным заболеваниям, еще больше ослабляющим организм. Частые отиты , следствием которых бывает снижение слуха, также могут стать одной из причин затруднений в учебе.

Неотъемлемым условием успешного обучения является хорошее зрение. Эффективность мер, направленных на его охрану, зависит не только от врача, но и от педагога и родителей. Именно родители должны иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения и знать круг тех необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, которые помогут сохранить ребенку хорошее зрение. Это особенно важно потому, что начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза.

Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. Именно у них чаще всего возникают в школе различные проблемы. Такие дети выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям и воспитателям . Они очень подвижные и эмоциональные, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но, видя, что все напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии . Или, наоборот, застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие дети. Они, еще не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно «очень трудное», «вокруг шумят», «голова болит». Всегда винят кого-то другого, а на самом деле просто заранее уверены, что не справятся с поставленной задачей. Очень часто дети с нарушением нервно-психического здоровья плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики (например, подергивание век), ночное недержание мочи, различные вредные привычки (обгрызание ногтей, покашливание, выдергивание волос и т.п.).Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное состояние ребенка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его: объясняют такое поведение избалованностью или характером, проходящими недостатками дошкольного возраста, порой поддаются чувству раздражения, показывают свое нетерпение и нетерпимость, срываются, совершая тем самым подчас непоправимые ошибки.

Опыт показывает, что частые наказания, окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало, в подобных случаях не помогают, а только провоцируют ухудшение состояния ребенка. Не имеет смысла вступать с перевозбужденным малышом в дискуссию, пытаться перекричать его, в чем-то убедить, грубо удерживать, заражаться его яростью и гневом. Ни к чему хорошему это не приведет. Лишь ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку остыть, успокоиться. Лучше не использовать жестокие меры, которые лишь озлобляют ребенка. Прежде чем наказывать, обвинять, строго требовать подчинения, необходимо разобраться: не связано ли подобное поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача .А вот за советом к врачу родители как раз обращаются очень редко. Больше того, рекомендация учителя показать ребенка детскому психиатру вызывает бурную реакцию протеста, обиду. «Психиатр нам не нужен». В подобном случае чаще всего родителями движет непонимание и страх: вдруг поставят на учет в психдиспансер, об этом узнают знакомые и т.п. А если и идут на диспансеризацию перед школой, то с одной целью: не сказать ничего лишнего, скрыть самое существенное, убедить себя и доктора, что все в порядке. Получается, что внешнее благополучие превыше всего, а ребенок страдает. Ведь если родители ничего не рассказывают врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка, пытаются убедить, что «это он сейчас так разнервничался», то за короткое время приема разобраться в истинном положении врачу трудно. Отсюда и понятное заключение в медицинской карте: «Здоров». А ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге на серьезный срыв здоровья. Ведь все эти нарушения поведения — признаки неблагополучия, сигналы тревоги. Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относятся к категории пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

Анализируя ответы родителей, можно сказать, что создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий, в которых живёт человек, от экономического состояния семьи, в которой воспитывается школьник, от установки самого ребёнка, от его потребностей и возможностей, от желания и стремления семьи – быть здоровыми. И снова мы возвращаемся к притче. Всё в руках самого человека, и здоровье в том числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи из областного закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»

  Просим вас ознакомиться с несколькими статьями областного закона «О мерах  по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственно...

Статья "Физическая культура как средство самореализации для детей с ОВЗ".

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и рас...

Статья "Физическая культура".

Физическая культура – составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и ...

СТАТЬЯ: физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом

Аннотация: статья раскрывает возможности коррекции ряда нарушений, свойственных детям с аутизмом, на уроках физической культуры в рамках школьного образования. Рассматривается практика проведения заня...

Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...

Статья «Физическое воспитание в начальной школе»

Понятие “физическое воспитание”– входит в общее понятие “воспитание”, которое представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характе...