Статья "Внеклассная работа по физической культуре". Подготовил: Засыпкин И. И. - учитель физической культуры.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по физической культуре.
Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.
Задачи внеклассной работы:
- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
- углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
- воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
- организовывать здоровый отдых учащихся;
- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Содержание внеклассной работы
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.
Выделяют два вида внеклассных занятий:
Систематические занятия – занятия в кружках физической культуры, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки.
Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, прогулки, экскурсии, спортивные праздники.
Внеклассная работа имеет специфические организационно-методические особенности:
· Внеклассная работа строится на добровольных началах;
· Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся;
· Внеклассная работа строится на основе активности школьников при постоянном контроле их деятельности со стороны администрации, учителей физической культуры, педагогов школы.
Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:
· Вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников;
· Расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств, приобретенных на уроках физической культуры;
· Формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни;
· Выбор спортивной специализации;
· Подготовка актива школы.
Формы организации работы.
Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов.
Учебно-тренировочная работа кружка направлена на решение следующих задач:
· Активизацию двигательного режима младших школьников;
· Расширение круга занятий по физической культуре;
· Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры;
· Формирование интереса к занятиям физической культурой.
Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, но основное место отводится подвижным играм. В состав одного кружка привлекаются не более 25 учащихся. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в 1-2 классах и 60-90 минут в 3-4 классах.
В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического развития и подготовленности.
Секции общей физической подготовки создаются для желающих улучшить свою физическую подготовленность. Группы формируются по 20-25 человек в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта.
В процессе тренировочных занятий решаются следующие задачи:
· Приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;
· Содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;
· Подготовка школьников к участию в соревнованиях за команду школы;
· Подготовка к инструкторской работе и судейству.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 минут, в форме урока и самостоятельной тренировки по заданию тренера.
В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.
Массовые физкультурные и спортивные мероприятия.
К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят дни здоровья и спорта, физкультурные праздники и разнообразные спортивные соревнования, которые занимают особое место во внеклассной работе по физической культуре.
В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции, между классами.
По характеру зачета соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.
Физкультурные праздники являются действенным средством пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Праздник должен демонстрировать достижения школьного коллектива физической культуры и подводить итоги его работы за определенный период времени.
Программу практики составляют следующие мероприятия:
· Открытие праздника (парад участников, торжественная часть);
· Показательные физкультурные и спортивные выступления;
· Массовые спортивные соревнования;
· Массовые игры, спортивные развлечения;
· Завершение праздника (награждение победителей, торжественное закрытие).
Дни здоровья и спорта в школах должны решать следующие основные задачи:
· Укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;
· Повышение интереса детей к занятиям физической культурой;
· Активный отдых учащихся.
Особенности проведения дней здоровья:
Главным критерием дней здоровья и спорта является их массовость.
По продолжительности они не должны превышать трех часов для 1-4 классов, четырех часов для учащихся 5-9 классов, пяти часов для учащихся 10-11 классов.
Проведение дней здоровья требует совместных усилий всего педагогического коллектива.
Выводы
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
- привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
- четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю физической культуры
Методические рекомендации по организации СКИРО ПК и ПРО 2012 год...

Из опыта работы учителя физической культуры МКОУ СОШ № 3 Остапенко Станислава Викторовича
Аналитическая справка, рабочая программа, тема самообразования, сценарий урока....

Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».
Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...

Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...

Методическое пособие для учителей физической культуры и учителей начальных классов.
В данном пособии собран материал по основам знаний для обучающихся начальной школы соответствующий требованиям государственного стандарта. Материал призван обеспечить усвоение знаний в полном объеме б...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации ФГОС
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...
Работа учителя физической культуры – это не только профессия, но и призвание.
Работа учителя физической культуры – это не только профессия, но и призвание. Этот человек отвечает не только за физическое развитие своих учеников, но и за формирование их здорового образа жизн...