Статья «Физическое воспитание в начальной школе»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Понятие “физическое воспитание”– входит в общее понятие “воспитание”, которое представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризующихся всеми общими признаками педагогического процесса , либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные особенности физического воспитания определяются тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание волевых качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность. Физическое воспитание в начальной школе должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, необходимый минимум технической, теоретической и физической подготовки. Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, неспособной повлиять на физическое развитие школьников. A если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Физическое воспитание в начальной школе»
Учитель физической культуры Мельник Николай Юрьевич
«НОЧУ ОО «Школа «Позитив»
Понятие “физическое воспитание”– входит в общее понятие “воспитание”, которое представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризующихся всеми общими признаками педагогического процесса , либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные особенности физического воспитания определяются тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание волевых качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность. Физическое воспитание в начальной школе должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, необходимый минимум технической, теоретической и физической подготовки. Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, неспособной повлиять на физическое развитие школьников. A если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе?
Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.
C началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная деятельность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.
В общеобразовательных школах эффективность физического воспитания оценивается состоянием здоровья школьников и по уровню их физической подготовленности. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых социальной политики, которая обеспечивает воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывая простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком специального обучения, рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности. Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия.
В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования.
К формам организации физического воспитания школьников относятся:
- уроки физкультуры,
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня,
- внеклассная спортивно-массовая работа в школе,
- внешкольная спортивно-массовая работа в школе,
- самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Основные требования, предъявляемые к урокам физкультуры:
1. Соответствие содержание урока и величины нагрузки состоянию здоровья детей, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.
2. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, создание оптимальной моторной плотности и физиологической нагрузки.
3. Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоничному развитию и формированию правильной осанки.
4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.
5. Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе.
6. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.
Уроки физкультуры в школе проводятся 2-3 раза в неделю, с перерывом в 1-2 дня. Основным средством физического воспитания – являются физические упражнения.
Сюда относят и вспомогательные средства:
-Оздоровительные силы природы – солнце, воздух, вода.
-Гигиенические факторы – режим, питание, общественная и личная гигиена.
Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня – это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.
В структуре урока выделяют три части (вводная, основная и заключительная). Вводная часть продолжается 10-12 мин., основная 20-25 мин. и заключительная 3-5 мин.
Задача вводной части: создать эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Задача основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка разных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.
Задача заключительной части состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на удлиненных переменах, спортивный час в группах продленного дня. Основой гимнастики до уроков является комплекс физических упражнений с участием разных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движение руками и головой), спины, живота (наклоны вперед, назад и в стороны), ног (приседания, выпады, подскоки).Продолжительность не должна превышать 6-7 мин. и не следует включать упражнения, требующие сложной координации и с силовой нагрузкой.
Физкультминутки на уроках влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снижает статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Физкультминутки должны обязательно проводится на уроках в начальных и средних классах, исключение составляют контрольные и практические занятия.
Продолжительность 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.
В комплекс включают простые упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на данном уроке, после письменной работы следует включать движения для рук; после длительного сидения - движения для мышц спины; при работе в положении стоя – упражнения для мышц ног и ходьбу на месте.
Подвижные игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает в себя организацию занятий в спортивных секциях, а также проведения дней здоровья и спорта. Основной критерий – их массовость.
Для этой работы создаются различные секции с удобным для учащихся графиками: 2-3 занятия в неделю, продолжительность каждого из них 1,5-2 часа (занятия по внеурочной деятельности и кружок дополнительного образования).
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня школьного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа физического воспитания учащихся начальной школы
Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011), В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...
физическое воспитание в начальной школе.
1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1.1 Специфика физического воспитания учеников начальных классов Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
Статья "Здоровьесберигающие технологии в физическом воспитании в начальной школе"
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 треб...
Полоса препятствия как средство физического воспитания в начальной школе
Навык, сформированный в учебной ситуации на уроках физической культуры, не всегда может быть успешно применен в той или иной жизненной обстановке, в новых, зачастую усложненных условиях. А полоса преп...
Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе".
Патриотическое воспитание младших школьников...
Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать....