Статья «Физическое воспитание в начальной школе»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Мельник Николай Юрьевич

Понятие “физическое воспитание”– входит в общее понятие “воспитание”, которое представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризующихся всеми общими признаками педагогического процесса , либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные особенности физического воспитания определяются тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание волевых качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность. Физическое воспитание в начальной школе  должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, необходимый минимум технической, теоретической и физической подготовки. Никогда еще проблема низкой двигательной активности  детей не  стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях.  Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, неспособной повлиять на физическое развитие школьников. A если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

           Статья «Физическое воспитание в начальной школе»

                                                    Учитель физической культуры Мельник Николай Юрьевич

                                                                        «НОЧУ ОО «Школа «Позитив»

Понятие “физическое воспитание”– входит в общее понятие “воспитание”, которое представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризующихся всеми общими признаками педагогического процесса , либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные особенности физического воспитания определяются тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание волевых качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность. Физическое воспитание в начальной школе  должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, необходимый минимум технической, теоретической и физической подготовки. Никогда еще проблема низкой двигательной активности  детей не  стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях.  Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, неспособной повлиять на физическое развитие школьников. A если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? 

      Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

     C началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная деятельность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от  длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

     В общеобразовательных школах эффективность физического воспитания оценивается состоянием здоровья школьников и по уровню их физической подготовленности. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых социальной политики, которая обеспечивает воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывая простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком специального обучения, рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности. Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. 

      В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования.

К формам организации физического воспитания школьников относятся:

- уроки физкультуры,

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня,

- внеклассная спортивно-массовая работа в школе,

- внешкольная спортивно-массовая работа в школе,

- самостоятельные занятия физическими упражнениями.

     Основные требования, предъявляемые к урокам физкультуры:

1. Соответствие содержание урока и величины нагрузки состоянию здоровья детей, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.

2. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, создание оптимальной моторной плотности и физиологической нагрузки.

3. Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоничному развитию и формированию правильной осанки.

4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

5. Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе.

6. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

    Уроки физкультуры в школе проводятся 2-3 раза в неделю, с перерывом в 1-2 дня. Основным средством физического воспитания – являются физические упражнения.

 Сюда относят и вспомогательные средства:

-Оздоровительные силы природы – солнце, воздух, вода.

-Гигиенические факторы – режим, питание, общественная и личная гигиена.

Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня – это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.

         В структуре урока выделяют три части (вводная, основная и заключительная). Вводная часть продолжается 10-12 мин., основная 20-25 мин. и заключительная 3-5 мин.

Задача вводной части: создать эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задача основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка разных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.

Задача заключительной части состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на удлиненных переменах, спортивный час в группах продленного дня. Основой гимнастики до уроков является комплекс физических упражнений с участием разных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движение руками и головой), спины, живота (наклоны вперед, назад и в стороны), ног (приседания, выпады, подскоки).Продолжительность не должна превышать 6-7 мин. и не следует включать упражнения, требующие сложной координации и с силовой нагрузкой.

Физкультминутки на уроках влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снижает статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Физкультминутки должны обязательно проводится на уроках в начальных и средних классах, исключение составляют контрольные и практические занятия.

Продолжительность 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

В комплекс включают простые упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на данном уроке, после письменной работы следует включать движения для рук; после длительного сидения - движения для мышц спины; при работе в положении стоя – упражнения для мышц ног и ходьбу на месте.

Подвижные игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает в себя организацию занятий в спортивных секциях, а также проведения дней здоровья и спорта. Основной критерий – их массовость.

Для этой работы создаются различные секции с удобным для учащихся графиками: 2-3 занятия в неделю, продолжительность каждого из них 1,5-2 часа (занятия по внеурочной деятельности и кружок дополнительного образования).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня школьного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа физического воспитания учащихся начальной школы

Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011),  В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...

физическое воспитание в начальной школе.

1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1.1 Специфика физического воспитания учеников начальных классов Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

Статья "Здоровьесберигающие технологии в физическом воспитании в начальной школе"

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 треб...

Полоса препятствия как средство физического воспитания в начальной школе

Навык, сформированный в учебной ситуации на уроках физической культуры, не всегда может быть успешно применен в той или иной жизненной обстановке, в новых, зачастую усложненных условиях. А полоса преп...

Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе".

Патриотическое воспитание младших школьников...

Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать....