Агрессивное поведение младшего школьника и подростка
консультация
Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnoe_povedenie_detey_mladshego_shkolnogo_i_podrostkovogo_vozrasta.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста. Рекомендации родителям и педагогам
Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а так же сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место социальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения и обучения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Определение, виды агрессии
Агрессивность целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Агрессивное поведение – поведение, противоречащее и нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Виды агрессии:
- агрессия, направленная на себя (самоповреждения)
- косвенная вербальная агрессия (направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях)
- прямая вербальная агрессия (выражается в словесной форме: угрозы, оскорбления, дразнилки, обзывания)
- косвенная физическая агрессия (направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому)
- прямая физическая агрессия (прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику, предмету.
Причины агрессивного поведения
Младший школьный возраст:
1. Прямая или косвенная агрессия со стороны родителей в адрес ребенка.
2. Подражание агрессивному поведению взрослого.
3. Нарушение достоинства ребенка со стороны взрослых (обвинение, унижение).
4. Эгоцентризм, капризы, фиксация ребенка на себе.
5. Неспособность понимать чувства других людей.
6. Страхи, приписывание враждебных намерений окружающим.
7. Сниженный уровень самоконтроля, повышенная возбудимость, импульсивность.
8. Нарушения в отношениях со сверстниками.
9. Высокий уровень активности, гиперактивность.
10. Склонность к риску.
11. Потребность доминировать над другими людьми.
12. Завышенная самооценка, чрезмерное самомнение.
13. Сниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе.
14.Обидчивость, мстительность, злопамятность.
15. Обостренная потребность во внимании и в признании.
16. Психические нарушения.
Причины агрессии в подростковом возрасте
- Нарушение детско-родительских отношений (физическая или вербальная агрессия по отношению к ребенку).
- Неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей.
- Завышенные притязания в какой-либо области деятельности и невозможность их удовлетворить.
- Неуверенность в себе, повышенная тревожность.
- Повышенная обидчивость.
- Упрямство, негативизм.
- Повышенная возбудимость нервной системы, взрывчатость.
- Эндокринная перестройка организма.
- Психические нарушения.
Возрастные проявления агрессивного поведения
Младший школьный возраст:
1. Обвинения или угрозы сверстнику. Это могут быть жалобы («А Вова меня стукнул», «А Петров не слушает»); демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Успокойся, надоел»); агрессивные фантазии («Я тебя догоню и побью», «Чтоб тебя инопланетяне забрали для опытов!»).
2. Оскорбления и вербальные формы унижения другого. (Дразнилки: «Ябеда-корябеда», «Мухин –муха», оскорбления: «Урод», «Дебил»).
3. Материальный ущерб через непосредственные физические действия, разрушение продукта деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей.
4 Непосредственное нападение и нанесение физической боли и унижения: угрозы и запугивания (ребенок показывает кулак другому или пугает его), физическое нападение (драка, укусы, царапанья, хватание за волосы, подножки, толкание).
Проявления агрессии в подростковом возрасте:
- Грубое обращение с учителями.
- Отказ выполнять требования старших.
- Отсутствие общего языка с ребятами в школьном коллективе.
- Совершение отрицательных и вызывающих поступков.
- Постоянные конфликты с семьей и пренебрежительное отношение к родителям.
- Игнорирование школьных правил и нравственных норм.
- Неумение конструктивно общаться с людьми, спокойно выражать свою точку зрения, уважать мнение других.
- Избиение слабых или младших ребят.
Рекомендации
Рекомендации родителям детей младшего школьного возраста
1. Важен собственный пример неагрессивного поведения родителей. Если за агрессивное поведение мы наказываем, бьем и ругаем – мы усиливаем агрессию детей.
2. Предоставляйте детям возможность разрядки негативной энергии. Активным, склонным к агрессии детям нужно двигаться, и это могут быть спортивные секции, физкультминутки, спортивный уголок дома; велосипед и возможность двигаться на нем; двигательная активность (гулять, бегать); разрешение в определенном месте делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр.
3. . Предоставляйте детям возможность выразить чувства. Для этого предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил, побить подушку, диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное; в момент раздражения, прежде чем что-то сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти; нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.
4. . Старайтесь понять и поддержать ребенка. Скажите ребенку о том, что вы его понимаете; в ситуации агрессивной вспышки разделите ответственность за конфликт; скажите ребенку, что вы его по-прежнему любите (принимаете); расскажите о том, что в вашей жизни были подобные ситуации, что чувства ребенка вам знакомы, вы тоже переживали подобное.
5. . Предоставляйте детям возможность получить совет. Часто дети и не знают, как можно повести себя в той или иной ситуации. Агрессорам нужен ваш совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста
- Учить детей контролю негативных эмоций, осознанию своих чувств и потребностей, чувств и потребностей других людей
- Учить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства без подавления их
- Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – результат длительного зажима эмоций.
- Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься…», чтобы погасить пожар. Чтобы легче было уловить момент, когда ребенок начинает заводиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии.
- Как только педагог видит такие проявления, необходимо прореагировать: «Ты сейчас злишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?».
- Давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей у ребенка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции.
- Развивать навыки общения со сверстниками через совместные игры.
- Повышать самооценку ребенка, давать внеурочные поручения, позволяющие ребенку проявить свои способности и т.п.
- Ограничивать во время уроков до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка – в центре класса напротив доски.
- Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Рекомендации родителям агрессивного подростка
- Будьте последовательны в воспитании.
- Не вводите много запретов, дайте подростку почувствовать себя достаточно свободным, но при этом не переборщите, контролируйте ребенка, но ненавязчиво.
- Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно.
- Интересуйтесь друзьями вашего ребенка, старайтесь уделять больше внимания его увлечениям и интересам.
- Посоветуйте ребенку заняться каким-то видом спорта, поддержите его в этом начинании. Активные спортивные занятия – один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение.
- Наказывайте ребенка за конкретные проступки. Наказания не должны унижать подростка.
- Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка – он должен чувствовать, что вы его любите и принимаете.
- Помогите подростку справиться со своими чувствами, понимая, что он проверяет взрослый мир на устойчивость. Поймите, что подросток в силу гормонального кризиса не всегда владеет собой. Подросток больше всего нуждается в любви и поддержке именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с агрессивным подростком
- Постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию.
- Сохраняйте спокойный тон и самообладание в конфликтных ситуациях.
- Останавливайте подростка спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение подроста только после его успокоения.
- Никогда не оскорбляйте ребенка, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова.
- Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость.
- Наделите агрессивного ребенка какой-либо ответственностью в школе.
- Найдите повод похвалить подростка, особенно спустя некоторое время после наказания – ребенок убедится, что претензии были не лично к нему, а к его поступку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...
Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...
Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»
Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые фо...
Профилактика агрессивного поведения младших школьников, формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ
родительское собрание...
Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"
Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...
Коррекция агрессивного поведения младших школьников
Коррекция агрессивного поведения у младших школьников...
Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...
- Мне нравится (1)