Статья " Внеурочная деятельность в начальной школе"
статья
Раскрываем понятие "Внеурочная деятельность в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в начальной школе
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Цели и задачи .
Программа внеурочной деятельности предназначена для создания в школе системы работы по внеурочной деятельности с возможностью выбора школьниками индивидуальной образовательной траектории и направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.
Главная цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
• оказание помощи в поисках «себя»;
• создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
• формирование компетентности в избранном направлении деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширение рамок общения с социумом.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".
В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....
Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".
В статье говорится об организации внеурочной деятельности...
презентация к статье "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".
Презентация к статье...
Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...
Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"
Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....
Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"
Данная статья адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...
Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством внеурочных занятий....