Рекомендации родителям и педагогам по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
методическая разработка
Данные рекомендации составлены с целью просвещение о значении и необходимости развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материал содержит основные правила проведения пальчиковых игр, а также примерные перечень игр и упражнений, которые можно применять как в учебной, так и в свободной деятельности.
Адресат – родители и педагоги, работающие с детьми с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_roditelyam_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx | 68.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная школа № 53»
Рекомендации родителям и педагогам
по развитию мелкой моторики рук
у детей с ОВЗ
Составитель: Адиатулина Ю. Ю.
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2020 г.
Данные рекомендации составлены с целью просвещение о значении и необходимости развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материал содержит основные правила проведения пальчиковых игр, а также примерные перечень игр и упражнений, которые можно применять как в учебной, так и в свободной деятельности.
Адресат – родители и педагоги, работающие с детьми с ДЦП.
Двигательные нарушения при Детском Церебральном Параличе выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения необходимо стремиться к созданию благоприятных условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер.[3]
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов), мышление в действии (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова).
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. [1,2]
Эти данные говорят о необходимости проведения работы по формированию общей и мелкой моторики рук как на занятиях со специалистами, так и в домашних условиях с родителями.
Основные правила пальчиковых игр:
- Подбирайте игры, которые окажутся по силам ребенку. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Если игра пока слишком сложна для выполнения – упростите ее.
- Сопровождайте игры стихами или потешками, сопровождая действия. Побуждайте ребенка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
- Обязательно нужно задействовать каждый пальчик, который должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
- Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти с учетом выраженности физического дефекта.
- Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое.
- Каждое упражнение по развитию мелкой моторики рук лучше начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – с оказанием помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, которую можно проводить с ребенком в свободное от уроков время. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.[3,4]
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:
- Пальчиковая гимнастика
- Пальчиковые игры
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.[2]
Примеры упражнений для проведения на уроках или дома.
- Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
- Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
- Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
- Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.
- Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
- Ребенок действует подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
7. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
- Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону
мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
- Угостить вас пирогами?
9. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
10. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
11. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
12. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
13. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную
сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).
Барашки
На лугах пасутся барашки,
Раскудрявые барашки.
Целый день все: бе-бе-бе,
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях погляди,
Барашки спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У кудрявого народа.
14. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко, У него свои заботы -
Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?
15. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
Пальчиковые игры можно применять в качестве режимных моментов на уроке, например, вместо выполнения физминутки. Поскольку данный вид деятельности для детей с ДЦП зачастую труден для выполнения, а использование пальчиковых игр позволяет отдохнуть от интеллектуальной работы на уроке, переключиться на другой вид деятельности.
При отборе материала для работы над развитием мелкой моторики нужно руководствоваться индивидуальными психофизическими возможностями ребенка, а также следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от выполнения упражнений. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.
Литература:
1. Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей в быту.
Развитие мелкой моторики рук у детей в быту....
Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...
«Развитие мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»
Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в частности, ...
Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации родителями Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП
конспекты, упражнения, рекомендации...
Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Консультация для родителей...