Эмоционально-нравственное развитие дошкольника посредством сказки
методическая разработка
Представлен методический материл для работы с педагогами по теме: Эмоционально-нравственное развитие дошкольника посредством сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-nravst._razvitie.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-нравственное развитие дошкольника посредством сказки
В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Из самых благих побуждений родители очень рано начинают обучать малыша, часто не осознавая того, что ребенок не готов к этому ни физически, ни морально.
Для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, нравственного начала личности. Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития нравственного начала и эмоциональности ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок стремится отождествлять себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.
РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
1. С детской сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом..
2. Язык сказок понятен даже малышу.
3. Ребенок только учится мыслить логически, а сказка не утруждает его серьёзными логическими рассуждениями.
4. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
5. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, и жизненно важная информация усваивается незаметно.
6. Приобщаясь к сказке, малыш осваивает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.
7. Сказки предлагают детям готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
8. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
КАКУЮ СКАЗКУ ВЫБРАТЬ?
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Будет хорошо, если чтение и рассказывание сказок станет доброй семейной традицией. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.
Но это же специалисты, а можно ли использовать такую методику в жизни. Конечно, если вы приложите чуточку терпения, любви и фантазии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.
Результаты от использования сказкотерапии разнообразны:
1. ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.
2. ребенок сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".
3. сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
4. "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в эмоционально –нравственном развитие младших школьников.
Сказка люба не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомить детей с окружающим миром, нравственными нормам...
Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".
Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....
Проект "Развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий".
Новизна данного проекта в комплексном подходе для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников....
Технологическая карта открытого занятия по развитию речи посредством Лего - конструирования Тема: «Строим сказки о профессиях» в старшей или подготовительной группах ДОУ
Занятие по теме: «Строим сказки о профессиях» в старшей и подготовительной группах ДОУ проекта проводилось в рамках межведомстного проекта «Единое о...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детс...
Консультация для родителей "Сказки К. И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников"
Корней Иванович Чуковский – замечательный русский писатель, классик отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.Корн...
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности »
Аттестационная работа на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности"...