Проект "Развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий".
проект

Ляшко Елена Михайловна

Новизна данного проекта в комплексном подходе для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_rechi_proekt_mo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Каменская Нош-д/сад

Развитие речи дошкольников

посредством инновационных и развивающих технологий.

Составитель: Ляшко Е.М.

2018 г.

Сроки: октябрь 2018 г. – май 2019 г.

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (октябрь 2018 г.)

II – организационный (октябрь 2018 г. – апрель 2019 г.)

III – итоговый (апрель — май 2019 г.)

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространен ные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности стано вится скучным и неинтересным, они начинают отвлекать ся. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Задачи:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);.

Объект: развитие речи дошкольников.

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. 

Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

— развитие речи дошкольников;

— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (октябрь 2018 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

— проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников ;

— создание речевой среды

2 этап — основной этап (октябрь2018года –апрель 2019года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 4-6 лет по развитию речи

 Обогащение предметно – развивающей среды:

-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,суд-жок терапия.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

С применением мнемотехники

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников»,

«Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой массаж предметами».

2) памятки:«Ваш ребенок левша», «Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика», «Говорю с ребенком на языке игры».

3) Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников». Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

3 этап — заключительный этап (май 2019год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

— анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

инновационный проект "«Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников».

Сегодня учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения...

Инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках в начальной школе

  Современным ученикам начальной школы, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий, нужна повышенная готовность для их восприятия. Нынешние первоклассники, переступаю...

"Коррекционно–развивающие технологии на уроках чтения и развития речи в школах для глухих детей с учётом новых образовательных стандартов"

В статье говорится об использовании коррекционно-развивающих технологий на уроках чтения и развития речи. Авторы: Н.В. Мирошниченко, Н.В. Мишина, Н.Е. Граш...

Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...

«Современные коррекционно-развивающие технологии воспитательной системы образовательной технологии»

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Овладение современными педагогическими т...