Проект «Всеобуч для родителей»
проект

Мыскова Светлана Геннадьевна

Участники проекта: родители и уч-ся 1 класса МБОУ « СОШ №9»,

 психолог МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №9» - Привезенцева Лилия Геннадьвна.

 

Цель: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Задачи проекта:

-заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе;

- познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы;

- дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет;

-привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

- разработать методические рекомендации по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myskova_s.g._proekt_vseobuch_dlya_roditeley.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проекта

 « Всеобуч для родителей»

Автор: Мыскова Светлана Геннадьевна учитель начальных классов   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Ступинского муниципального района

 Участники проекта : родители и уч-ся 1 класса МБОУ « СОШ №9»,

 психолог МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №9» - Привезенцева Лилия Геннадьвна.

1. Тема проекта: «Всеобуч для родителей ».

2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.

  1. Цель: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Задачи проекта:

-заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе;

- познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы;

- дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет;

-привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

- разработать методические рекомендации по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

Формы и методы работы:

  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические и теоретические занятия, конференция, конференция  для пап, мастер – класс, праздники, тематические классные часы, ролевые игры.

Система показателей по достижению целей проекта

-      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка.

-      Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.

-      Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.

-      Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, патриотическому и  физическому воспитанию детей.

 

 3.Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

В результате реализации родительского всеобуча его участники будут:

«Знать»:

-теоретическую информацию о воспитании, обучении  и развитии детей соответственно их возрасту;

-методы и приемы восстановления семейных традиций;

-права и обязанности детей и родителей.

«Уметь»:

-обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;

-нормализовать психологический климат в семье;

-грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.

«Владеть»:

-позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;

-технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;

-ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.

Непосредственно оказывать помощь учителю в организации класса.

Планируется вовлечение в реализацию проекта как можно больше  детей  и родителей.

4.Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

·   с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;

·   со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

·   с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей  представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку,  когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

  5. Сроки и этапы реализации проекта.

Срок реализации проекта 1 год

Этапы проекта:

1) констатирующий (исследовательская работа) – август, сентябрь 2015 год;

2) формирующий (практическая работа) – октябрь – апрель 2016 год;

3) контрольный (сравнительный анализ результатов) – май 2016 год.

6. Возможные способы внедрения проектной разработки в практику
1 Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего  этапа.

В период констатирующего этапа работа велась с августа по сентябрь 2015 г.  Провели анкетирование родителей.

По результатам анкетирования  были поставлены следующие задачи работы с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - «обращение назад»).

Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие «педагогическая рефлексия»  было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.

Прежде чем мы приступили к работе, педагогами были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями:

  • Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям;
  • Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  • Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
  • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса;
  • Рассматривать воспитание, обучение и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении;
  • С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, аппликация, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к учителям их детей;
  • Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием детей;
  • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

«Авторитарные методы воспитания родителей» исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у учителя и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения учителя с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
2. Второй, формирующий этап эксперимента проходил с октября 2015г. по апрель 2016г. - внедрение нетрадиционных форм взаимодействия  образовательного учреждения с семьей в практику МБОУ «СОШ №9».

С первого дня знакомства с родителями мы напоминали: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей с учителями. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?

. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?

. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?

. Как он выполняет свои обязанности по дому?

. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

Проанализировав анкеты, мы узнали о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.

Следующая анкета для родителей позволила нам сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться; о взаимоотношениях в семье мы узнали из рисунков детей.

На данном этапе нами было проведено заседание «Семейный досуг». Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему «Вечер в моей семье». Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками, за компьютером и т.д.

Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети.

Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.

На вопрос: «Что вам не разрешают делать родители?» ответы детей сводились в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т.д. Некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно».

Вот с такой установкой можно все! - дети обычно приходят в школу: можно кричать, бегать, плохо вести себя во время обеда и т.д. Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему не обходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя.

Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил:

  • Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться;
  • Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию;
  • Покажи ребенку хороший пример.

Совместно с родителями мы решили создать клуб «Азбука семейного счастья». Его работу строим под девизом "Моя семья - моя радость". Цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих родителей, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, друзей и близких, быть милосердным к людям.

Первое заседание клуба было посвящено знакомству с семьями детей. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняли участие семьи. Показали свои таланты и дети, и родители, и бабушки.

Второе заседание клуба было посвящено семейным традициям. Дети вместе с родителями представляли вниманию свои семейные традиции: праздники, путешествия, походы в кинотеатры, экскурсии и др.

Интересно прошел праздник « Бабушка рядышком с дедушкой». В исполнении  бабушек звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек. Немного позже мы провели марафон « Наши таланты». В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое «Мир семьи». В итоге получилось, что «Мир семьи» - это родной дом, уют, тепло; взаимопонимание, любовь, уважение; праздники, традиции.

Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить четыре важных правила:

уважай старших и люби их;

- позаботься о младших;

- помни, что ты в семье помощник;

-относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

На вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители.

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет», поэтому у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи.

Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.

Вся эта работа помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела.

Были организованы недели открытых уроков для родителей, на которых родители наблюдали за учебной деятельностью детей. Учились учиться вместе с детьми. После уроков подробный анализ помог многим родителям вооружиться педагогическими приёмами обучения детей.

Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник «Моя семья - моя радость». Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и конференции, и дискуссия, и семейные праздники.

Чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в рамках клуба «Азбука семейного счастья» мы провели цикл бесед за круглым столом. Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, обучения делились опытом семейного воспитания. Так, рассуждая о взаимоотношениях матери и ребенка, мы пришли к выводу, что материнская любовь многолика. Главное - любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего "я". И это, оказывается, гораздо труднее, чем удовлетворить насущные потребности ребенка.

Готовясь к родительскому собранию на тему «Воспитание культуры поведения младших школьников», мы ставили перед собой цель: помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения.

А. С. Макаренко писал: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

За время работы клуба «Азбука семейного счастья» было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом, мастер-класс. Эту форму сотрудничества «учитель - родитель - ребенок» считаем очень эффективной; во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.

Далее нами решалась одна из основных задач: разработка методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого мы использовали: обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.

Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются проблемные ситуации. Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Психолог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности ( моделирование, рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.

Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг и в учебный процесс, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

3.На последнем контрольном этапе, который проходил в мае 2016 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.

По результата работы по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия образовательного учреждения в практику работы МБОУ СОШ  было проведено повторное анкетирование родителей.

Проанализировав ответы родител мы пришли к следующим выводам:

Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания и обучения школьников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: нравственно - патриотическое и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей.

Все родители  читают педагогическую литературу (40% - регулярно).

70% родителей хотели бы принимать участие в жизни класса.

Анализ ответов  показал следующее.

Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания и обучения своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми, то теперь они стали интересоваться проблемами физического воспитания и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения детей к культурным ценностям.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия МБОУ СОШ  с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Опыт работы с родителями  показал, что позиция, как родителей, так и педагогов стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании, в обучении и развитии  детей.

  1. Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта.

Используются внебюджетные денежные средства в виде самопожертвования родителей в фонд класса.

8.Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими  организациями

Взаимодействие с ДК г. Ступино, краеведческий музей,  МБУ по работе с молодёжью подростково-молодёжный клуб «Лидер», Лига Матерей г. Ступино, служба лесничества «Зелёный патруль Подмосковья».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

всеобуч для родителей

Место детства в становлении личности.                                      Ребёнок — субъект детств...

Всеобуч для родителей "Учимся дружить"

Углубление знаний родителей по вопросам социально-эмоционального развития ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком....

Всеобуч для родителей "Учимся дружить"

Углубление знаний родителей по вопросам социально-эмоционального развития ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком....

Родительский всеобуч "Роль родителей в развитии ребёнка"

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....

Родительский всеобуч с родителями будущих первоклассников

Собрание для родителей будущих первоклассников...

Проект школы родительского всеобуча "Умные родители"

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально – педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителей реал...