Формирование элементарных математических представлений
консультация (1 класс)

Нефедова Юлия Михайловна

Формирование элементарных математических представлений у детей с легкой умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений

у детей с легкой умственной отсталостью

Особенностями овладения математическими представлениями детьми с легкой степенью умственной отсталости является то, что они механически заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом. Главная цель обучения математике детей с нарушением интеллекта — формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. В процессе изучения программного материала по математике, ребенок приобретает знания, умения, навыки необходимые ему для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных отношениях, а также для решения повседневных практических задач. Основным приемом в обучении считается использование практических ситуаций, в которых дети осваивают доступные для них элементы математики. Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда. Изучая цифры, дети закрепляют сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Особое внимание уделяется выполнению заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации. Дети считают предметы на практическом материале, учатся называть и записывать числа в пределах программного материала, выполняют решение простейших задач в одно действие, действия с монетами и символами бумажных денег. Также, дети знакомятся с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема. Так, в повседневной жизни дети с нарушением интеллекта учатся накрывать стол на определенное количество детей в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощенья поровну между собой. Очень сложны временные понятия для детей с умственной отсталостью. Ознакомление детей с временными представлениями должно быть в строгой системе и последовательности. Для этого учебный день необходимо начинать с выяснения времени года, календарного числа, дня недели, дети считают все дни недели, называют их по порядку, говорят какой день недели, например, следует за четвергом, субботой и т. д. Чтобы легче усвоить порядок дней недели, отмечают их в календаре определенным цветом. Рекомендуется таким же цветом обозначить дни дежурства детей и расписание уроков. Ознакомление детей с денежными знаками начинается с ранних этапов обучения счету. На уроках труда можно изготовить символы денег, сравнить их с оригиналами. Организация игровой деятельности в «Магазин», «Почту» помогают детям решать примеры и задачи, в которых числа имеют денежные наименования. Занятия по формированию математических представлений могут состоять из нескольких частей, которые объединены логической связью на основе единого сюжета либо просто включать задания в некой последовательности.
В связи с замедленным характером младших школьников при обучении математическим представлениям следует планировать минимум материала для усвоения. Для этой цели широко применяются яркие наглядные пособия, раздаточный дидактический материал; карточки с цифрами, денежными знаками и монетами. На занятиях по математике применяется многократная повторяемость материала, постепенное усложнение заданий по мере усвоения. Для формирования элементарных математических представлений на уроках используются фронтальная и индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие должно начинаться с элемента сюрприза, игровой ситуации.

Вывод: Таким образом, формирование элементарных математических представлений у школьников с легкой умственной отсталостью основывается на предметно-практической деятельности детей, которая носит коррекционно-развивающий характер и включает систему специальных упражнений с использованием дидактических игр, изобразительной деятельности, конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

рабочая программа "Формирования элементарных математических представлений

Курс рассчитан на 28 учебных занятий для детей 6 лет....

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности

В презентации отражена история вопроса и современные тенденции освоения математических знаний в коррекционной школе 8 вида (классы "Особый ребенок")....

Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактической игры

Дидактическая игра поможет ребенку освоить математические представления в игровой форме. Это сделает процесс обучения математике интересным и  запоминающимся. Поможет ребенку в доступной и понятн...

Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений(РЭМП) в подготовительной группе Тема: «Весёлое путешествие в страну Математика»

Цели:Закреплять умения детей знать количественный и порядковый счет в пределах 10, развивать познавательные и творческие способности ,классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...