рабочая программа "Формирования элементарных математических представлений
рабочая программа по математике по теме
Курс рассчитан на 28 учебных занятий для детей 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ центр образования «Школа здоровья» №1317
города Москвы
РАССМОТРЕНО. На заседании МО учителей начальных классов Протокол № от г. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР _________ / / | УТВЕРЖДАЮ. Директор ГБОУ ЦО №1317 г. Москвы _______ / . |
Рабочая программа
Формирование элементарных математических представлений
2012 – 2013 учебный год
Составил учитель начальных классов Псиола Надежда Михайловна |
Содержание программы:
Цели и задачи программы
Содержание программы «Формирование элементарных математических представлений»
Тематическое представление
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.
ЗАДАЧИ:
формирование простейших математических представлений;
введение в активную речь простейших математических терминов;
развитие у детей основ конструирования;
развитие логических способностей;
развитие зрительной и слуховой памяти;
формирование образного мышления;
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.
Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
Содержание программы «Формирование элементарных математических представлений».
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, учатся писать цифры в клетке.
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10.
Считают двойками до 10 и тройками до 9.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Тематическое планирование курса
«Формирование элементарных математических представлений»
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Всего 28 часов
№ | дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | Свойства предметов, Объединения предметов в группы по общему свойству | 1 |
2 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 1 |
3 | Пространственные отношения: на над, под | 1 |
4 | Пространственные отношения: справа, слева | 1 |
5 | Число и цифры 1 и 2 | 1 |
6 | Представления о точке, луче, отрезке, прямой | 1 |
7 | Число и цифра 3 | 1 |
8 | Представление о ломаной линии и многоугольнике | 1 |
9 | Число и цифра 4 | 1 |
10 | Число и цифра 5 | 1 |
11 | Представление о числовом отрезке | 1 |
12 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе | 1 |
13 | Число и цифра 6 | 1 |
14 | Число и цифра 7 | 1 |
15 | Временные отношения: раньше, позже | 1 |
16 | Решение задач | 1 |
17 | Состав чисел от 1 до 7. « Числовые домики» | 1 |
18 | Число и цифра 8 | 1 |
19 | Число и цифра 9 | 1 |
20 | Состав чисел от 1 до 9. « Числовые домики» | 1 |
21 | Число и цифра 0 | 1 |
22 | Число 10, представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 |
23 | Числовой отрезок и движение по нему | 1 |
24 -25 | Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр | 2 |
26 | Порядковый и количественный счет, Решение задач на сложение и вычитание на наглядной основе | 1 |
27 -28 | Уроки обобщения и систематизации знаний | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-205238-1362922044.jpg)
Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности
В презентации отражена история вопроса и современные тенденции освоения математических знаний в коррекционной школе 8 вида (классы "Особый ребенок")....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205272-1361023269.jpg)
Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактической игры
Дидактическая игра поможет ребенку освоить математические представления в игровой форме. Это сделает процесс обучения математике интересным и запоминающимся. Поможет ребенку в доступной и понятн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-180133-1358624594.jpg)
Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений(РЭМП) в подготовительной группе Тема: «Весёлое путешествие в страну Математика»
Цели:Закреплять умения детей знать количественный и порядковый счет в пределах 10, развивать познавательные и творческие способности ,классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322794-1382450083.jpg)
открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «В гости к паровозику»
Формировать элементарные математические представления детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-260444-1385144674.jpg)
Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-410013-1448193619.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».
Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...