На пороге подросткового периода
статья (4 класс)

Елена Андреевна Плотникова

Рекомендации для родителей о том, как организовать общение в ребенком, стоящим на пороге подросткового периода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_podrostkovogo_perioda.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Когда ребенку исполняется 10 лет он переходит на новую возрастную ступень развития – младший подростковый возраст. Этот возраст характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. Все поведение ребенка и его внутренняя жизнь подчинена взрослению.  Важно умело поддерживать ребенка, тактично направлять его в поиске «себя».

Что важно знать о подростках?

У подростка формируется чувство взрослости. Подросток во всем хочет чувствовать себя взрослым, старается отстоять свою позицию даже в пустяках, может «назло» не соглашаться со взрослыми, начинает «стесняться» заботы на людях со стороны родителей и многое другое.

ВАЖНО помнить, что подросток, не смотря на свое поведение, остро нуждается в поддержке со стороны родителей.

Что делать?

Пришла пора стать другом для своих детей. Им нужны не длительные назидания, а дружеские беседы, не критика, а рассказы о том, как бы вы повели или вели себя в их возрасте.

Представляйте, что вы разговариваете со своим другом/подругой. Ваши дети становятся взрослыми и это здорово!

Находите время на разговоры, если ваши дети нуждаются в этом. Во время разговора не занимайтесь другими делами, пусть это будет время только на вас двоих.

Уважайте подростка как зрелую личность – советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение.

У каждого подростка есть право на тайну. Ото всех. И от родителей тоже. Не нарушайте это право, даже если вам обидно.

У каждого подростка должно быть свое личное время, в которое он может заниматься тем, чем посчитает нужным (без критики с вашей стороны).

У каждого подростка должно быть свое личное пространство, стоит задуматься о том, чтобы свою комнату подросток убирал сам. Полностью.

Помните, что подростки стали смотреть на вас еще более пытливо. Вы – пример во всем. В том, как себя вести, в том как одеваться и что говорить. Именно сейчас складывается образ того, как должна выглядеть настоящая женщина и как должен себя вести настоящий мужчина.

На первый план выходят отношения со сверстниками, общение со сверстниками становится особой формой жизни подростка, тем, что полностью поглощает его. Наступает время «первой влюбленности», настоящей дружбы, время первых настоящих разочарований в людях.  Дело в том, что подростки начинают «искать» себя и свое место в мире, а делают это через других, ребята стараются примерить на себя разные роли, «поиграть» по взрослую жизнь. Они смотрят – а что будет, если так, а что если так; - а что если пообщаться с этим, а что если с тем? В своих друзьях ребята хотят видеть отражение самих себя, и часто жестоко разочаровываются в поступках своих друзей, потому что сами так не поступили бы. Часто подростки копируют привычки своих сверстников, стараясь понять, подходит ли для них такое поведение или нет, такие же они или другие? Это время, когда многие стесняются быть не как все. Это время, когда ребята много делают «демонстративно», потому что не хотят показаться слабыми. Это время самых ярких обид и самых жестоких перепалок, ведь подростки учатся отстаивать себя, учатся завоевывать свое место в мире, мало думая о чувствах других, в том числе и родителей.

ВАЖНО помнить, что ребята только ищут себя в этом мире, они только «примеривают» на себя роли. Помнить, что отстаивая свое право «быть именно таким» ребята могут обидеть и словом и делом.

Что делать? Наблюдать за поведением детей.

Создавайте «правильный» образ поведения через любимых героев. Но не давите этим образом, не ставьте его постоянно в пример. Это время приключенческих фильмов и книг для мальчиков, это время романтических ожиданий для девочек. Дети только представляют, какими они будут, предложите им образ героя, который кажется вам достойным.

Уважайте значимость чувств ребят. Фраза «Ой, чего ты переживаешь? сколько у тебя еще будет влюбленностей» или «Чего ты расстроилась? сколько еще будет друзей» - это ваши враги. Ведь именно этот опыт ложится в основу того, как ваши дети в будущем будут переживать свои разлады в отношениях с друзьями и будущими супругами, да да.

Принимайте ЛЮБЫЕ чувства вашего ребенка от обиды до злости – каждый человек имеет право на ЛЮБЫЕ чувства. Обсуждайте причины этих чувств, вместе придумывайте возможные решения, делайте это не навязчиво, помните, вы – друзья! Учите ребят управлять своими чувствами, превращая их в двигатели для развития.

Не заставляйте подростка делать то, что он стесняется делать. Обсудите причины стеснения и придумайте «обходные пути».

Учите ребенка отстаивать свое мнение, обсуждайте, как можно это сделать.

Учебная деятельность отходит на второй план и становится средством самореализации подростков. Редко кто из подростков будет стараться учиться, чтобы стать успешным менеджером, а вот хорошо учиться, чтобы стать авторитетом в классе – это вполне возможно.

ВАЖНО помнить, что возможное охлаждение интереса к учебе не навсегда.

Что делать?

Держать руку на пульсе.

Говорите о необходимости успешной учебы и усвоения знаний.

Договаривайтесь о приемлемой для вас «планке» усвоения знаний.

Создавайте благоприятную для формирования познавательного интереса атмосферу – больше читайте, смотрите научные фильмы и т.д.

Это время для кружков и семейных походов в театр и на концерты. Это время для совместного хобби с папой (для мальчиков) или мамой (для девочек).

Младший подростковый возраст – это возраст активных перемен, возраст поисков. Станьте для своих детей друзьями, которые умеют уступать, поддерживать, давать личную свободу и принимать детей такими, какие они есть и дети ответят вам взаимностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Кризис подросткового возраста. «переходный», «трудный», «критический»- пик переходного периода от детства к взрослости. 10(11) - 14(15) лет." — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Кризис подросткового возраста. «переходный», «трудный», «критический»- пик переходного периода от детства к взрослости. 10(11) - 14(15) лет." — Транслит презентации:...

Место и значение подросткового периода в развитии ребенка

В поростковом периоде могуть впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний ......

Родительское собрание: "Проблемы и опасности подросткового периода"

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимод...

Консультация для родителей на тему ПДД в осенний период: «Осень на пороге – будь внимателен ты на дороге».

Консультация для родителей на темуПДД в осенний период:«Осень на пороге – будь внимателен ты на дороге». Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной пого...