Родительское собрание: "Проблемы и опасности подросткового периода"
материал на тему
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимодействии с ним. Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые пути установления контакта с подростками, но в зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут возникать различные трудности при прохождении подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_opasnosti_podrostkovogo_perioda.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
Выступление на родительском собрании
на тему: «Проблемы и опасности подросткового периода.»
Выполнила
Учитель-логопед
Орлова Ю.А.
Выступлениена родительском собрании
на тему: «Первые проблемы и опасности подросткового периода»
Добрый день уважаемые родители!
Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - нередко как раз враждебное растущему человеку.(Слайд 2)
Пороки семьи - будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство - приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир - будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, - стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт - школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье. Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями.(Слайд 3)
Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным. Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число.
Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть подростков - из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами в учёбе и положением в семье. (Слайд 4)
Часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию».
Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением.(Слайд 5)Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше. Ты должен привыкать, что не всё в жизни так гладко, ты должен быть подготовлен к трудностям жизни», который они часто используют в ответ на критику своего поведения. Впрочем, существуют и иные отношения между родителями и детьми. Одни из самых распространённых, в противоположность равнодушию к словам и поступкам подростков - своеобразная родительская агрессия, гипертрофия любви и участия, лишающая ребёнка самостоятельности.
Непоколебимая убежденность в своей правоте, юношеское самолюбие или амбиции старшего, глухота к чужому мнению или привычка слушать и слышать только себя.
Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно - чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении обучающихся.(Слайд 6)
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Три ступени подросткового возраста: младший подростковый возраст – 10-13лет, средний подростковый возраст 13-15 лет, наиболее опасный – 14 лет, старший подростковый возраст 15-18 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.(Слайд7)
Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражается в следующих чертах характера:
- повышенная чувственность;
- плаксивость (особенно у девочек);
- противоречивость в мыслях и поступках;
- бунтарский дух поведения.(слайд 8)
Далее, я перечислю характерные черты личности подростка:
- эмоциональная неустойчивость;
- застенчивость;
- агрессивность;
- юношеский максимализм;
- отсутствие чувства адекватной реальности;
- повышенная тревожность;
- стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.(Слайд 9)
Так мы переходим к особенностям личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание(Слайд 10)
- Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.(слайд 11)
- Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.(слайд 12)
- Эмоциональное общение со сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, - это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.(Слайд 13)
- Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.
Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.(Слайд 14)
Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:
- Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
- Требования, выполнения которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
- К этой группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.
Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним.( слайд15)
Проблемы подросткового возраста.(употребление спиртных напитков, курение , наркомания, одиночество, конфликты с родителями, попытки суицида)
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становление личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группы общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть в классе, а может быть подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными.(слайд 16)
Такая нестабильность чувств, если на это не обращать внимание, может привести к очень серьезным последствиям. Даже к суициду. Всё чаще средства массовой информации извещают нас о суицидальном поведении именно детей. В последнее время в нашей стране, участились случаи суицида среди подростков.
Подростковый возраст – опасный, характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что само по себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания. Поэтому часть своего выступления я посвящу рассмотрению этой проблемы.(слайд 17)
Я кратко коснусь причин суицида среди подростков:
- Потери (Разрыв романтических отношении; Смерть любимого человека; Смерть домашнего животного; Потеря авторитета среди сверстников; Развод родителей и т.д.)
- Давления ( Давление со стороны сверстников,стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.); Давление родителей (Успех; деньги; хорошие друзья; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; одежда; музыка; родители, которые хотят быть "друзьями"; скорее проповеди, чем примеры.))
- Низкая самооценка (Физическая непривлекательность; Второсортность (остаться в стороне какого то события); Одежда (манера одеваться); Физическое бессилие; Не успешность в учебе)
- Недостаток общения
- Бесперспективность и безнадежность(слайд18)
- Уже около года дети и подростки в России увлекаются страшным квестом — игрой в самоубийство. Все они, так называемые «синие киты», вступают в интернет-сообщества в социальных сетях и находят себе кураторов и единомышленников. Огромное количество школьников с еще несформировавшейся психикой ищут для себя опасные приключения, думают, что играют со смертью, но на самом деле покидают этот мир навсегда.Синий кит группа людей: которая заставляет детей заканчивать жизнь суицидом. Печальная статистика дополняется еще большим количеством попыток совершения суицида. Анализ причин свидетельствует о появлении новых преступных действий, оказывающих влияние на сознание ребенка и мотивацию его поведения. Мы полностью поддерживаем позицию президента в том, что за склонение к самоубийству в Интернете должна наступать уголовная ответственность».(Слайд19)
Существуют следующие признаки предсуицидального поведения
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если подросток сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
Сейчас я приведу примеры некоторых высказываний, которые могут обозначать, что Ваш ребенок находится в сложной ситуации и дам некоторые рекомендации Вашей реакции на них:
Если Вы слышите | Обязательно скажите | Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» | «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» | «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» | «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» | «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» | «Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» | «Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» | «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» | «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» | «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» | «Не получается – значит, не старался!» |
И в заключении я дам некоторые советы по взаимодействию с ребенком, который находится на таком сложном возрастном этапе, как подростковый возраст(слайд 21)
“Памятка для родителей”
- Умейте слушать своего подростка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
- Умейте говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность.
- Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
5. Если подросток не хочет обсуждать с вами, предложите поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Если же такого человека не найдется, предложите воспользоваться бесплатной услугой «Телефон доверия» 8-800-200-0122
6. Проводите с подростком больше времени. Больше общайтесь, рассказывайте о своих делах. Обсудите что-то интересное для вас обоих, подумайте о деятельности, которая вам двоих могла бы увлечь. Очень важно чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь, понимание, которые не требуют слов и проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях, в участии.
7. Подросток – как этот листок. Его может подхватить ворвавшийся ветер и он погибнет. Его могут подхватить руки и выкинуть, вдоволь наигравшись, а могут и посадить в землю, ухаживать за ним и вырастит дерево. Родители - давайте растить большое и красивое дерево!
Подведение итогов.
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимодействии с ним. Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые пути установления контакта с подростками, но в зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут возникать различные трудности при прохождении подросткового возраста.(слайд 22)
Выводы:
- Подростковый возраст – период стресса.
- Подростку необходима помощь.
- Подростка нужно: понимать, любить, хвалить, терпеть.
(слайд 23)
Наградой вам будет доверие, уважение, любовь. А это так важно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...
Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....
Родительское собрание: «Проблемы, связанные с наркотиками, и профилактика их употребления»
Родительское собрание с презентацией, посвященное проблеме наркомании....
К родительскому собранию"Проблемы семейного воспитания"
Презентация на тему "Проблемы семейного воспитания". материал к родительскому собранию....
Родительское собрание "Проблемы воспитания"
Воспитание – это не обязанность, это бесконечное творчество!...
Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.Психологические т...
Родительское собрание: «Психологические особенности младшего подросткового периода
Родительское собрание 4-5 класс...