Работа учителя — логопеда на школьном логопункте
консультация
Уважаемые родители, в представленном материале вы познакомитесь с организаций и направлениями работы школьного учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_logopeda.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя — логопеда на школьном логопункте
Уважаемые родители, в этом материале вы сможете познакомиться со спецификой работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
На логопедический пункт зачисляются ученики, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению общеобразовательной программы (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Краткая характеристика речевых нарушений.
Общее недоразвитие речи (ОНР). Этот дефект представляет собой системное нарушение (т.е. недостаточную сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Это означает, что у ребенка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефекты звукопроизношения, трудности дифференциации оппозиционных звуков; несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
Фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты звукопроизношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звука.
Логопедическое обследование детей для выявления нарушений речи и зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Основной формой организации логопедической работы на школьном логопункте являются групповые занятия.
В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы (количество детей указано в скобках):
- с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (4-5);
- с фонетико-фонематическим недоразвитем речи (ФФНР) или фонематическим недоразвитием речи (ФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6).
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия), дети, имеющие в анамнезе с моторную алалию.
Основная работа, на школьном логопункте, ведется по коррекции нарушений чтения и письма. Такие нарушения имеют определения.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:
– звукопроизношения,
– фонематического восприятия,
– лексико-грамматической стороны речи,
– связной речи.
К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах (патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты, энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка).
Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с двуязычием в семье (билингвы), различными речевыми нарушениями, ЗПР.
Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФНР или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.
Ошибки, над которыми работает учитель-логопед называются специфическими. На письме это:
- ошибки не связанные с применением орфографических правил;
- данные ошибки носят стойкий систематический характер;
- эти ошибки не связаны с нерегулярностью школьного обучения.
Специфические ошибки на письме.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски букв и слогов (огороде - «огорде», молодой -«малдой», страна -«стана», кисель - «кисл», )электровозы - «электрозы», колокольчики - «калкочи».;
- недописывание букв и слогов (красивый человек - «красивы человек», белое платье - «белое платье»);
- наращивание слов лишними буквами и слогами (девочка - «девочика», дружно - «дуружно», гуляем - «гулямем», «тасакали» - таскали);
- искажение слова (магазин - «магазим», за машиной - «за зашиной», спускались - «спуспуклись», горка - «гогка»);
- слитное написание слов (пришел домой - «пришёлдомой», хотел найти - «хотел найти»);
- произвольное деление слов (идет домой - «и дет домой», );
- нарушение или отсутствие границ предложения (Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. - «Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью яркие краски радуют глаз падают сухие листья земля покрылась пестрым ковром шуршит под ногами пожухлая трава влесу смолкли птичьи песни вода в лесных ручьях чистая хорошо дышать свежим воздухом» или «Осеню.
Мы часто ходим. Вближний лисок. Крсив русскийлес. Осенью. Ярки краски радуйут глас. Падают сухие листя….»);
- замена букв по акустическим и артикуляционным признакам (вот примеры таких смешений: собака - «сопака», три - «дри», звёзды - «свости», пароход - «бароход», долго - «долко», шишки - «сыски», привезли - «привежли», щенок - «сенок», часто - «цасто», щуки - «чуки», чертит - «черчит», цветы - «светы», руль - «луль»);
- ошибки в обозначении мягкости согласных (зубы - «супи», любит - «лубит», письмо - «писмо»).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизмы (маленькое окно - «маленькая окно», «большая белая пятно», «дети бежит»; «на столом», «играю из девочкой Леной»; «козлёнки»);
- слитное написаниие предлогов и раздельное написание приставок (наступила - «на ступила», в доме - «вдоме».).
Ошибки, обусловленные нарушениями оптико- пространственного гнозиса и конструктивного мышления:
- замены и смешения оптически сходных букв (с - о, с — е и т.д., золотился - «золопился», брат - «драт», мохнатые - «можнатые», муха - «миха»);
- замены и смешения кинетически сходных букв (о- а, л - м, х - ж и т.д., туча - «точа», клюква -«клёква»);
- особую группу ошибок представляет собой зеркальное написание букв.
Итак, перечислены основные группы ошибок, которые считают специфическими. Вместе с тем, имеются разные варианты трактовки тех или иных ошибок. Написание «щветы» вместо «цветы», «трешали» вместо «трещали» может быть смешениями букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам звуки. Но и буквы ц-щ-ш схожи между собой и это может быть графическая ошибка. Такие различия в трактовке ошибок объясняются тем, что каждая из них может иметь несколько вероятных механизмов возникновения.
Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Специфические ошибки при чтении.
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях фонетически, артикуляционно близких звуков и графически сходных букв при чтении (тевочка, лобата, одувантик).
2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова.
3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.
пропуск согласных при стечении (скамейка-камейка);
пропуски согласных и гласных (парвоз,);
добавление звуков (под диждием );
перестановка звуков (лотапа);
пропуски перестановки слогов (кавана).
Замена слов (захлестнула-захлопнула).
Нарушение понимания прочитанного.
Аграмматизмы при чтении (Красивая платье, голубой брюки).
Медленный темп чтения (не соответствующий по срокам обучения).
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков с учетом режима работы учреждения. По согласованию с родителями и учителями обучающегося, индивидуальные занятия по коррекции произношения у детей с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, могут осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю, с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 2-3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 40 мин.; с подгруппой с меньшей наполняемостью - 25-30 мин.; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком - 20 минут. С первоклассниками первые 12 занятий работать 35 минут.
Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться учителем-логопедом в районную поликлинику для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза, определения программы обучения.
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители, учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.
Все направления работы учителя-логопеда:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении (адаптированной) основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - учителями, родителями (законными представителями) — 1 час в неделю.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности;
- развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций;
- формирование или коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.
Уважаемые родители, если у Вас есть вопросы по речевому развитию ребенка, школьной успеваемости, то учитель-логопед проведет для Вас индивидуальную консультацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.
В статье рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда на школьном логопункте....
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год...
Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"
В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....
Специфика работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта
В этой статье описана вся важность работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе...
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте
Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...