"Формирование позитивной социализации обучающихся" - беседа с родителями
консультация (1, 3 класс)

Прокопенко Любовь Ивановна

Описывются факторы, влияющие на формирование социализации в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование позитивной социализации обучающихся»

    Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества..

    Термин «социализация» стал использоваться в конце XIX века (1887 года) благодаря труду американского социолога Гиддингса «Теория социализации». Социализация – подготовка человеческого материала к общественной жизни. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией. В результате социализации происходит усвоение определённых социальных норм, поведенческих стереотипов, традиций и обычаев.

    Семья играет значимую роль в жизни человека, для ребёнка огромную роль играет в обеспечении его успешной социализации и удовлетворении индивидуальных потребностей. Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

    Родители решают следующие задачи семейного воспитания:

- обеспечение гармоническое развитие ребёнка;

-забота о здоровье детей;

-оказывают помощь в обучении;

-реализуют трудовое воспитание и помогают в выборе профессии;

-формируют опыт гуманных и эмоционально-нравственных отношений;

-заботятся об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-осуществляют подготовку к самовоспитанию и саморазвитию ребёнка;

-помогают  в социализации личности ребёнка.

   Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. Ребёнку нужно не только подарить жизнь, но и подготовить его к жизни в обществе.

Социально–психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие семьи. По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Процесс социализации состоит из имитации и идентификации.

   Имитация проявляется в стремлении ребёнка подражать поведению родителей, родственников, сверстников, друзей, знакомых и др. Имитация позволяет  усваивать элементы культуры, традиции, обряды.  Культура не наследуется, а передается в процессе социализации из поколения в поколение.

   Идентификации – способ усвоения ребёнком социальных установок как своих собственных.

По мере развития личности растет число агентов социализации (семья, средства массовой информации, образовательные учреждений), усложняются и меняются программы, их содержание  воздействия.

 Деятельность каждой семьи и педагогов должна происходить в атмосфере взаимной поддержки и общности интересов, создании таких партнёрских отношений, которые будут направлены на развитие способностей каждого ребёнка.  Только так реализуется позитивная социализация ребенка.

   Семейная социализация является первичной и базовой. Семья вырабатывает у ребёнка потребности социального уровня в образовании, труде, творчестве, а также в браке и семье. Отсюда возникает необходимость включения семьи в воспитание детей, повышение  педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и ответственности за жизнедеятельность ребёнка.

Для реализации сотрудничества школы и семьи необходимо создать паспорт класса, обозначить родительские потребности, создать условия для психолого-педагогического просвещения родителей, проведение совместных досуговых мероприятий и т.д. Это приведёт к повышению грамотности родителей в вопросах семейного воспитания, к формированию  родительских установок и эффективных стилей воспитания, к созданию  благоприятного психологического климата семьи.  Родительские установки определяют суть детско-родительских отношений.

   В педагогике выделяют два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем общения между членами семьи, родители позволяют детям участвовать в обсуждении семейных проблем, учитывают их мнения. Этот стиль определяется готовностью прийти на помощь, если потребуется, формирует самостоятельную деятельность  ребенка.

Контролирующий стиль  определяет значительные ограничения поведения детей: чёткое и ясное разъяснение ребёнку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Выделяют также:

Гипопротекция  характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением, что в большинстве случаев доходит до безнадзорности детей. Недостаточное внимание  и забота физическому и духовному  благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. В психопатическом развитии  ребенка возникает потребность в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка и не включение его в семейную общность.

Доминирующая гиперпротекция предполагает обострённое внимание и заботу о ребёнке. Это мелочный контроль, сопровождающийся обилием ограничений и запретов, что ведёт к не самостоятельности, безинициативности, нерешительности, неумения постоять за себя. В таком случае успешная социализация ребенка не возможна.

Потворствующая гиперпротекция. При данном стиле воспитание происходит по типу «кумир семьи». Потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание. В результате у ребенка развивается непомерный уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающийся с недостаточным упорством и опорой на собственный ресурс. Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм.

Эмоциональное отвержение прослеживается в игнорирование потребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. У родителей присутствует ощущение, что ребенок не тот, не такой, маскируется преувеличенной  заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренних общений, в стремлении избежать тесных контактов, при случае  освободиться от обузы. Эмоциональное отвержение пагубно для всех детей. Когда дети ощущают любовь, ласку, заботу, то чувство страха и тревоги покидает их, исчезает неуверенность в действиях и поступках.

Повышенная моральная ответственность характеризуется возложением на ребёнка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям. Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерке, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность.

Эффективное общение с детьми – это общение когда, необходимо:

1)  Уделять время ребенку

2)  Проявлять интерес к жизни ребенка

3)  Слушать ребенка

4)  Не сравнивать с другими детьми

5)  Не срываться на ребенке

6)  Уважать мнение ребенка.

7)  Делиться своим жизненным опытом.

8)  Проводить вместе время – это сближает.

9)  Не ожидать от детей, что они претворят в жизнь ваши мечты, особенно те, что не смогли претворить вы.

Позиция ребёнка в семье зависит от возраста. Но родители в любой период являются для ребёнка примером для подражания. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

-сплочённость всех членов семьи;

-возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;

-чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости;

-гордость за принадлежность к своей семье;

-ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – ещё с почтением, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту.

Важным показателем благоприятности – стремление проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех  темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинство и добрые дела каждого.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагополучном психологическом климате в семье. Семья не выполняет главную функцию – психотерапевтическую: снятие стресса и усталости, ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту  в положительных эмоциях. Если не изменять положение, существование такой семьи – проблематично.  

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек).

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.Массен, Дж.Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная – неполная семья

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

 Психологический климат  - это более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации,  т.е. возникает в совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Психологическое здоровье – это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.  Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребёнка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведённые в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей. А также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.  Нравственно-психологический  климат семьи оказывает большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности  к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы проявляются в нарушениях психоэмоциональной сферы жизни  ребёнка, что может привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения , связанные с приёмами пищи, обычно, эти нарушения носят временный характер, но у некоторых детей, они происходят упорно, часто и приводят к социальной дезадаптации,   в итоге - психическое расстройство.

Семья является органом, который передает ребенку систему ценностей и норм, включения их в социальную среду, в разнообразные социальные связи.

Семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребёнку.

Одной из функций семьи является досугово-творческая, которая заключается в эффективной организации семейного досуга, что непосредственно влияет на социализацию личности ребёнка. Семейный досуг – это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности.

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

Допустимый  (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения – путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещения кинотеатров, музеев и т.д.).

Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга – чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)

Нулевой  (девиантное и делинквентное проведение досуга).

Девиантное поведение человека – в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. Последний тип девиантного поведения – бунт. 

Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках: это административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство; противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей  - основная функция семьи. Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм досуга происходит в каждой семье с учетом ее склонностей, интересов, возможностей. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных потребностей. Содержание досуга определяется интересами каждого члена семьи. Досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи, только тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень. В основе организации лежат следующие методы:

  1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
  2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Задача родителей – суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга, чтобы помочь родителям обрести истинные ценности, имеющие важное значение в воспитательном процессе, процессе социализации.

В заключение хочется сказать, что:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ;
  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть АГРЕССИВНЫМ.
  • Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится ПОНИМАТЬ ДРУГИХ.
  • Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОРОДНЫМ
  • Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится ДОВЕРЯТЬ
  • Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.



Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей

«Развитие памяти младшего школьника в семье»

Очень часто можно слышать, как родители говорят: У моего ребенка плохая память». Действительно, без развития таких психических процессов, как восприятие, внимание, память невозможно успешное обучение ребенка в школе. Сегодня мы поговорим о роли памяти и поиграем в игры, способствующие развитию слуховой и зрительной памяти.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.  Родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.

Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

— усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

— ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Сегодня мы поговорим о том, как могут родители через игровую деятельность помочь ребенку в развитии памяти: слуховой и зрительной.

Напоминаю, что продолжительность занятий с учащимися первого класса — 30 минут, второго—четвертого классов — 40 минут.

Слуховая память.

  1. Игра «Кто больше запомнит»

Участников 2 или 3 человека, можно и больше. Игра заключается в следующем.  Первый участник, взрослый,  называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, цветок, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

  1. Игра «Цвета»

За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.).

  1. Игра «Пересказ по кругу»

Взрослый читает какой-либо рассказ. Ребенок начинает пересказ. Он говорит одно предложение, следующее предложение говорит взрослый, затем опять ребенок и т. д. Затем ребенку предлагают еще раз послушать рассказ, дополнить пересказ.

  1. Игра «Запоминаем, рисуя»

От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый последовательно будет называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зарисовать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.

  1. Игра «Песни»

Основная цель этой игры — вспомнить как можно больше песен.

Родитель поет куплет любой песни, ребенок  должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Взрослый припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т. д. Тот из участников, кто в течение одной минуты не может подобрать песни, выбывает из игры.

Диагностика памяти младших школьников

Объем слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов».

Ребенку предъявляется 10 слов:

 дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения

свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

Развитие зрительной памяти


1. Игра «Зрительная память»

Взрослый должен будет изображать свой собственный портрет, принимает определенную позу. Ребенок внимательно изучает портрет, старается запомнить все детали. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и вносит в свой портрет как можно больше изменений. Ребенку дается задание исправить все внесенные взрослым изменения.

  1. Игра «Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

     https://konspekta.net/lektsiacom/baza6/395709533456.files/image124.jpg          https://konspekta.net/lektsiacom/baza6/395709533456.files/image120.jpg

  1. «Воспроизводим плакат»

Ребенок в течение 30 секунд знакомится с плакатом, на котором изображены фигуры и знаки. По команде «Рисуй», необходимо в течение 45 секунд на данных вам бланках нарисовать, что запомнили.

https://konspekta.net/lektsiacom/baza6/395709533456.files/image284.jpg

  1. «Нарисуй, что видел»

 Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые видел и запомнил.

  1. Игра «Запоминаем, рисуя»

Взрослый заранее готовит список из 20 слов, ребенок готовит ручку и листок бумаги.

Родитель последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время ребенок должен успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы он сам мог потом по порядку назвать слова. Чем больше запомнил всех слов, тем лучше.

  1.  «Образная память».

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что ребенок рассматривает в течение 30 секунд таблицу и запоминает изображенные предметы. 

https://konspekta.net/lektsiacom/baza6/395709533456.files/image132.jpg

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма: 6 правильных ответов и больше.

Итоги.

В ходе занятий с детьми придерживайтесь таких принципов:

  1. Все люди имеют память.
  2. Память – это функция мозга.
  3. Мозг работает  как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
  4. Чем больше память работает, тем лучше она.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование – важнейший ресурс личностного развития, позитивной социализации обучающихся

статья для сборника VIII Всероссийских Шамовских педагогических чтений...

Адаптация обучающихся 1 класса с ОВЗ через формирование позитивного самоотношения.

Определяющим фактором развития личности ребёнка является его самосознание- понимание себя как личности. А самосознание непосредсвенно проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребёнок оценивает свои ...

Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г.

Доклад. Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г....

Роль родителей в формировании позитивной самооценки школьника

Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека...

Деловая игра для педагогов «Позитивная социализация первоклассника — залог его дальнейшего обучения и развития»

В статье Устиновой Н.В. и Курицыной Л.Н. предоставлены игры и упражнения, которые помогут провести деловую игру с педагогами по теме" Социализация первоклассника"....