Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г.
материал на тему
Доклад. Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya_28.03.17g.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации МО «Камызякский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уваринская средняя общеобразовательная школа
имени Чилимского В.Я.»
Муниципальные педагогические чтения – 2017
Тема: «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ».
Федот Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов, первая категория.
Тел.: 89275616548
2017г.
Содержание.
1.Введение - стр. 3
2. Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ - стр. 4-5
3. Практическая часть - стр.6- 7
4. Заключение - стр.8
5. Список литературы - стр.9
Введение.
В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте 1 «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме»
Актуальность темы заключается в том, что современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность – это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.
В последние десятилетия в социально-гуманитарных науках стало использоваться понятие «социализация нового формата».
Исследователи нашли отрицательные последствия этого формата:
- деформация личности,
-задержка социально-личностного развития,
-потребительская ориентация,
-нежелание занимать активную социальную позицию.
Особенно отрицательные последствия этой социализации проявляются у детей с ОВЗ, детей-сирот.
В настоящее время ставится задача осуществления позитивной социализации.
Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ
С педагогической точки зрения, социализация – это общественно-организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к адекватному выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена.
Позитивная социализация несовершеннолетних в образовательной организации – процесс и результат педагогически организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром, совместная со взрослыми деятельность по узнаванию и воплощению ценностных установок, создающие условия для формирования у ребенка позитивного социокультурного опыта.
Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель которой – гармоничное развитие личности обучающегося, и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.
Отсюда, функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка.
Воспитательное пространство школы включает: собственно, школу, внешкольные учреждения, семью и общественность. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Каждое воспитание начинается с семьи. Поведение родителей, их характер, отношения к жизни, отношение между собой – все это отражается на поведении ребенка. Поэтому связь с семьей – это важнейшее звено в воспитании.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.
Школа - это институт социализации. Она учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. И именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.
Целенаправленная позитивная социализация выдвигает ряд требований к результатам социально-личностного развития воспитанников с ОВЗ:
- развитие положительного отношения ребенка к себе;
- формирование у ребенка уверенности в своих силах и возможностях;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
- воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям;
- формирование уважения и терпимости к детям и взрослым;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека;
- формирование умения распознавать эмоциональные состояния и переживания окружающих, выражения собственных переживаний;
- освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умения договариваться, устанавливать новые контакты.
Практическая часть.
Я работаю в МБОУ «Уваринская СОШ имени Чилимского В.Я.». На данный момент я учу 1 класс и второй класс (индивидуальное обучение).
В 1 классе обучается 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков).
Здесь намного легче вести процесс позитивной социализации. Происходит общение между детьми, проводятся классные часы, экскурсии, беседы, используются наглядные пособия, разыгрываются различные ситуации поведения. Дети приходя в школу общаются не только с одноклассниками, но и с другими учениками, с учителями, со взрослыми. Проводя первые классные часы, мы говорим о вежливости, о дружбе, о доброте. Каждый день на пороге школы детей встречает дежурный учитель. Дети учатся вежливости, потому что если кто не поздоровается учитель делает замечание классному руководителю, а классный руководитель еще раз разъясняет правила вежливого поведения детям.
Индивидуальное обучение – Мухин Артём (9 лет).
Из истории болезни Мухина Артёма:
- детский церебральный паралич (не ходит)
- задержка психо-речевого и моторного развития
- системное недоразвитие речи
-неловкость в руках.
Артём обучается по программе «Начальная школа 21 века», только она сокращенная. Здесь, следует заметить, что если дети в обычной школе проходят программу за 21 час в неделю, то индивидуальное обучение предполагает пройти ученику этот же материал за 13 часов в неделю. Возникает вопрос: Как это сделать? И в это же время не надо забывать о процессе позитивной социализации, чтобы ребенок в дальнейшем смог самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
Начав обучаться в первом классе, Артём плохо держал ручку, писал углами, не знал буквы. Весь 1 класс мы изучали буквы (как писать и как читать). К концу 1 класса он выучил алфавит, стал различать гласные и согласные буквы, звуки, стал складывать буквы в слоги.
Родители Артёма написали заявление на повторное обучение в 1 классе. За этот год Артём научился неплохо писать, читать. То есть освоил программу 1 класса, как это и должно быть.
Во втором классе появилось оценивание – мальчик стал стараться. Учит все правила, правильно переносит слова, выучил таблицу умножения, неплохо решает задачи, читает произведения, пересказывает, учит стихи.
1 и 2 четверть – хорошист
3 четверть – отличник.
Бывают у Артёма срывы, он не хочет учиться.
И вот здесь большую роль играет семья. Родители к Артёму относятся без поблажек. Не хочешь учиться – происходит запрет на что-либо (не дадим планшет, не пойдешь в выходные к дедушке). Мальчик осознает, что поступил неправильно. И со временем такие срывы уменьшились. Так как мальчик самостоятельно передвигаться не может, он мало с кем общается. Из-за непогоды Артём почти полгода не выходит из дома (осень, зима, весна). Хорошо, что родители не побоялись завести еще детей: девочка (4 года) и мальчик (3 года). Поэтому Артём хоть с детьми младшего возраста, но общается. На своих уроках я затрагиваю темы общения с братьями, сестрами или просто с маленькими детьми, обсуждаем, что можно, а что нет, проигрываем ситуации: А что если я вот так поступлю? В позитивной социализации огромную роль играет дедушка Артёма. Он ходит с Артёмом на прогулки в зимний и летний период, рассказывает о явлениях природы, отвечает на возникающие у мальчика вопросы, доступно разъясняет.
Основная проблема заключается в маленьком кругозоре, маленьком запасе слов. Поэтому, на уроках я стараюсь использовать как можно больше наглядного материала (карточки, фото), презентации, стараюсь объяснять темы на доступном языке, простыми словами, но в тоже время добавляю новые слова.
Ещё, я приглашаю Артёма в школу: Новый год, 1 сентября, классные часы. Но к сожалению, это не всегда удается (папа работает, а мама не может – в семье еще 2 маленьких детей). Недавно в школе было цирковое представление и Артём на нем присутствовал. В зале было около 60 детей, мамы, учителя. Артёму очень понравилось представление. После представления он расспрашивал, а как зовут эту девочку, а в каком классе учится этот мальчик.
Каждый ребенок должен уметь общаться, легко находить общий язык. И помочь в этом должны мы – учителя.
Заключение.
Создание воспитательного пространства для позитивной социализации личности – это сложный процесс, который включает в себя достаточно много аспектов и нюансов:
- создание атмосферы психологического комфорта через оказание воспитаннику помощи в решении наиболее важных проблем;
- гуманизация отношений в образовательном процессе на основе реализации принципа уважения к личности воспитанника;
- создание и поддержание обстановки сотрудничества, обеспечение свободы выражения чувств;
- создание соревновательных ситуаций, помощь ребенку в достижении индивидуального успеха в этих ситуациях;
- активизация позиции ребенка во всех ситуациях его жизнедеятельности.
От личности педагогов, родителей, их настроя, их отношения к детям, их профессионализма зависит воспитание наших детей.
Отдай миру лучшее, что есть в тебе… И к тебе вернется лучшее, что есть в мире!!!
Список литературы.
- Конвенция о правах ребенка.
- Статья «Условия позитивной социализации детей с ОВЗ при образовании индивидуального маршрутного листа».
- Статья «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одаренных детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
- Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993.
- Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...
Конкурс добротворчества «Эффект бабочки» в рамках сетевого проекта "Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде». Номинация «Добрый Город»
Участие в Конкурсе Добротворчества в рамках сетевого проекта «Эффект бабочки», трансляция собственного опыта на Региональномсеминаре....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технол...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...
Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга
Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга...