Основные направления работы по курсу "Сенсорное развитие" и "Альтернативная коммуникация"
презентация к уроку

Новожилова Наталья Павловна

В  презентации раскрыты основные направления работы по коррекционным курсам "Сенсорное развитие" и "Альтернативная коммуникация".

Представленный материал отражает содержание кажого курса, подобраны игры и упражнения по направлениям.

Так же даны рекомедации родителям для работы с детьми с ОВЗ.

Информация будет полезна и интересна как педагогам , так и родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления работы по курсу «Альтернативная коммуникация»

Слайд 2

Формирование психологической базы речи Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений Обучение классификации предметов Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади) Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности Обучение самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции

Слайд 3

Коррекция нарушений фонетической стороны речи Уточнение произношения и совершенствование навыка произнесения гласных и согласных звуков, в пределах доступного словаря; Коррекция нарушенных звуков (допускается приближенное к нормативному произношение); Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в с ловах; Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов; Обучение воспроизведению слоговой структуры слов с одновременным отхлопыванием ;

Слайд 4

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций Артикуляционные упражнения Способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата Формирует правильные движения органов артикуляции Улучшают дикцию Дыхательная гимнастика Развитие умения делать паузы между словами Коррекция « Проглатываний » окончаний Подготовка к постановке ударений Логоритмика формирование , развитие и коррекция слухо -зрительно-двигательной координации развитие физиологического дыхания развитие общей и тонкой моторики, мимики и пантомимики развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков употребление звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения развитие слухового внимания

Слайд 5

Развитие экспрессивной речи Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель», «Времена года» и др.; слов, обозначающих признаки предметов: цвет, величину и ее параметры, вкус; наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, здесь), количество (много, мало, еще), сравнение(больше, меньше). Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения; Обучение употреблению форм единственного и множественного числа существительных; Обучение употреблению глаголов; Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода; Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными; Обучение самостоятельному использованию отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам;

Слайд 6

Развитие импрессивной речи Развитие понимания обращенной речи Соотнесение предмета с названием, дифференциация понятий Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с, около, от (при демонстрации действий) Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанному тексту (с использованием иллюстраций) Покажи картинку Найди пару Хлопни, когда услышишь Покажи артикуляцию звука «О» Подними карточку ( руку, символ), когда…

Слайд 7

Формирование связной речи Развитие навыков составления описательных рассказов (по демонстрации действий, серии сюжетных картин, по сюжетным картинам, по игрушкам, на темы из личного опыта); Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, с опорой визуальный план текста; От простого к сложному

Слайд 8

Особенности организации занятий Максимальная наглядность и конкретность методических приемов; Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок; И ндивидуальный подход; Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме; Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов; Увязка речевой деятельности ребенка с реальными потребностями жизни; Использование игр;

Слайд 9

На заметку родителям Речь родителей - образец для подражания, поэтому речь родителей должна быть четкая, грамотная, выразительная, без слов «паразитов». Для развития разговорной речи, больше общайтесь с ребенком. Дома чаще читайте, беседуя о прочитанном. Можно попросить ребенка пересказать текст. Играйте с детьми в игры на развитие речи, например: «У кого кто?» (у утки - утенок, утята, много утят» и т.д.); «Кто чем питается» (кошка - молоком, корова - травой и т.д.); «Назовите разные слова, соответствующие предложенному объекту ( собака - добрая, большая, старая и т.д.); «Назови ласково» (мяч- мячик, суп-супчик и т.д.); «Исправь ошибку» (лыжнику нужны санки…); «Из чего - какой» (из ситца - ситцевый, из льна- льняной и т.д.); «Пересчет различных предметов» (один автобус, два автобуса, четыре автобуса и т.д.) Очень важно развивать фонематический слух- это умение слышать звуки. С какого звука начинается слово, заканчивается;

Слайд 10

На заметку родителям Особое внимание должно уделяться артикуляционной гимнастике и дыхательным упражнениям; - Футбол -Ветряная мельница/вертушка/ - Сдуваем пух с одуванчиков - Задуваем свечи - Пускаем мыльные пузыри - Снегопад Различные упражнения на развитие мелкой моторики. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы , поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.

Слайд 11

Основные направления работы по курсу «Сенсорное развитие»

Слайд 12

«Развитие зрительного восприятия» узнавание и различение цвета, формы и величины объекта; сравнение и группировка предметов по одному или более признакам; р азвитие зрительно-моторной координации; Упражнения : «Перевернутые буквы, изображения, образы» 2. «Повтори рисунок» 3. «Чего не стало» 4. «Найди одинаковые предметы»

Слайд 13

«Развитие слухового восприятия» соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию; различение речевых и неречевых звуков; Упражнения: «Жмурки» «Угадай, чей голосок» «Эхо» «Доскажи словечко» «Хлопки» «На земле-на небе»

Слайд 14

« Развитие кинестетического и кинетического восприятия» различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость) ; согласованность действий и движений разных частей тела; целенаправленность и выразительность движений ; умение определять внутренние ощущения; умение концентрироваться при выполнении задания; формирование автоматизированного навыка доступных действий; формирование мотивации к деятельности ; Упражнения «Волшебный мешочек » «Липкая дорожка» Массаж и самомассаж

Слайд 15

«Развитие восприятия формы, величины и цвета » Упражнения 1. « Дорисуй фигуру» 2. « Веселые карандаши» 3. Упражнения на классификацию по форме, цвету, величине

Слайд 16

« Развитие восприятия пространства и времени» фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая), их различение; фиксация внимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д .); закрепление понятий «части суток», «дни недели »; выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д .); Упражнения : Рисование по клеточкам Ирга «Тепло-холодно» Игра «12 записок»

Слайд 17

«Развитие моторики и графомоторных навыков» выполнение действий с мелкими предметами выполнение действий со спортивными снарядами Упражнения: 1. Пальчиковые игры, рисование, лепка, штриховка 2. Игры с пуговицами, бусинами, крупой, прищепками 3. Игры с мячом, обручем 4.Игры на развитие межполушарного взаимодействия

Слайд 18

Коррекционная направленность упражнений Формирование базовых ощущений Формирование планирования действий Формирование контроля действий Развитие умения анализировать Развитие самоконтроля Способности концентрироваться Развитие координации обеих сторон тела Способствуют установлению условно-рефлекторных связей

Слайд 19

На заметку родителям Больше двигаться вместе с детьми : качаться, играть в игры с мячом, обнимать Создавать развивающую среду: дети развиваются через то, что их окружает Развивать самостоятельность, целенаправленность через игры и поручения Формировать границы ребенка: в позитивной форме, без манипуляции, без альтернативы, с уверенностью Поддерживать стремления ребенка Не делать за ребенка то, что он может сделать сам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Основные направления работы учителя математики с обучающимися, слабоуспевающими по предмету и испытывающими трудности в его изучении

Последние несколько лет учителя математики  очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у обучающихся вычислительной культур...

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...