Консультативная работа учителя-логопеда в специальных (коррекционных) классах V вида
консультация по логопедии на тему

Белякова Светлана Викторовна

Статья была опубликована в сборнике "Ребёнок с ОВЗ- в школе и дома"(материалы научно- практического семинара), г.Волгоград, 27 марта 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ  V  ВИДА.

Белякова Светлана Викторовна – учитель-логопед

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3, г.Волжский.

      Специальные (коррекционные) классы  V  вида создаются для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

     Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

     Особенности речевого развития детей из классов V вида оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Указанные особенности в развитии детей  спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от педагогов  специально организованной  коррекционной работы.

     В рамках оказания практической помощи  педагогам и родителям,  учитель-логопед, работающий в классах V вида, проводит систематические консультации, ведет пропаганду логопедических знаний  по исправлению речевых нарушений  с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.Консультативная  работа даёт возможность всем участникам образовательного процесса получать и применять на практике знания, необходимые для формирования оптимальных условий, способствующих успешной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи в учебной деятельности и их дальнейшей социализации . 

       Примерная тематика консультаций для учителей:

«Итоги обследования устной и письменной речи обучающихся специальных (коррекционных) классов V вида»;

«Особенности речевого развития младших школьников с ТНР»;        

«Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?»;

«Использование артикуляционных упражнений на уроках»;

«Упражнения для развития просодической стороны речи младших школьников»;

«Формирование пространственных представлений у детей»;

«Формирование временных представлений  у детей»;

 «Развитие фонематического восприятия у детей с ТНР»;

«Развитие лексики и грамматического строя у школьников с ОВЗ»;

«Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников с ТНР»;

«Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников с ТНР»;

«Где начинается дисграфия?»;                

«Развитие словаря  у детей с нарушениями речи»;

«Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей »;

«Виды дисграфических ошибок, их преодоление в письменной речи детей с ТНР»;

«Задания, способствующие устранению нарушений письма».

       Примерная тематика консультаций для  воспитателей:

«Преемственность в работе логопеда и воспитателя ГПД »;

«Речевые трудности у детей с ТНР»;

«Развитие общей моторики »;

«Упражнения для развития мелкой моторики »;

«Развитие слухового внимания»;

«Развитие изобразительно-графических способностей детей »;

«Развитие речи детей в игровой деятельности»;

«Игры для развития речи и мышления школьников с ТНР »;

«Что читать детям? »;

«Как помочь ребёнку с ОВЗ правильно говорить, читать, писать? »;

«Развитие связной речи у детей с ОВЗ »;

«Обогащение словарного запаса младших школьников »;

«Развитие лексики и грамматического строя у школьников »;

«Обучение школьников с нарушением речи употреблению синонимов и антонимов »;

«Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи».

      Примерная тематика консультаций для  родителей:

«Организация логопедической помощи детям с ТНР на школьном логопункте »;

«Роль семьи в воспитании правильной речи детей»;

«Игры и игровые задания для развития речи детей дома»;

«Причины возникновения неправильного звукопроизношения»;

«Как заниматься с ребёнком дома? »;        

«Автоматизация поставленных звуков в повседневной речи»;

«Направление детей к врачам-специалистам»;

«Развитие пространственно-временных представлений у детей»;

«Умные пальчики»;

«Развитие ритмических способностей детей с нарушениями речи»;

«Обогащение словарного запаса по тематике»;

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Литература

1.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

2. Логопедия / Под ред. проф. Л.С. Волковой - М.: «Просвещение», 1995.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен ...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Урок ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (4 специальный (коррекционный) класс VllI вида) РАБОТА С САЛФЕТКАМИ

Разработка конспекта урока трудового обучения в специальном коррекционном классе 7 вида...

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....