Консультативная работа учителя-логопеда в специальных (коррекционных) классах V вида
консультация по логопедии на тему
Статья была опубликована в сборнике "Ребёнок с ОВЗ- в школе и дома"(материалы научно- практического семинара), г.Волгоград, 27 марта 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultativnaya_rabota_uchitelya-logopeda_v_spetsialnykhkorrektsionnykh_klassakh_v_vida.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ V ВИДА.
Белякова Светлана Викторовна – учитель-логопед
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3, г.Волжский.
Специальные (коррекционные) классы V вида создаются для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Особенности речевого развития детей из классов V вида оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
В рамках оказания практической помощи педагогам и родителям, учитель-логопед, работающий в классах V вида, проводит систематические консультации, ведет пропаганду логопедических знаний по исправлению речевых нарушений с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.Консультативная работа даёт возможность всем участникам образовательного процесса получать и применять на практике знания, необходимые для формирования оптимальных условий, способствующих успешной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи в учебной деятельности и их дальнейшей социализации .
Примерная тематика консультаций для учителей:
«Итоги обследования устной и письменной речи обучающихся специальных (коррекционных) классов V вида»;
«Особенности речевого развития младших школьников с ТНР»;
«Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?»;
«Использование артикуляционных упражнений на уроках»;
«Упражнения для развития просодической стороны речи младших школьников»;
«Формирование пространственных представлений у детей»;
«Формирование временных представлений у детей»;
«Развитие фонематического восприятия у детей с ТНР»;
«Развитие лексики и грамматического строя у школьников с ОВЗ»;
«Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников с ТНР»;
«Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников с ТНР»;
«Где начинается дисграфия?»;
«Развитие словаря у детей с нарушениями речи»;
«Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей »;
«Виды дисграфических ошибок, их преодоление в письменной речи детей с ТНР»;
«Задания, способствующие устранению нарушений письма».
Примерная тематика консультаций для воспитателей:
«Преемственность в работе логопеда и воспитателя ГПД »;
«Речевые трудности у детей с ТНР»;
«Развитие общей моторики »;
«Упражнения для развития мелкой моторики »;
«Развитие слухового внимания»;
«Развитие изобразительно-графических способностей детей »;
«Развитие речи детей в игровой деятельности»;
«Игры для развития речи и мышления школьников с ТНР »;
«Что читать детям? »;
«Как помочь ребёнку с ОВЗ правильно говорить, читать, писать? »;
«Развитие связной речи у детей с ОВЗ »;
«Обогащение словарного запаса младших школьников »;
«Развитие лексики и грамматического строя у школьников »;
«Обучение школьников с нарушением речи употреблению синонимов и антонимов »;
«Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи».
Примерная тематика консультаций для родителей:
«Организация логопедической помощи детям с ТНР на школьном логопункте »;
«Роль семьи в воспитании правильной речи детей»;
«Игры и игровые задания для развития речи детей дома»;
«Причины возникновения неправильного звукопроизношения»;
«Как заниматься с ребёнком дома? »;
«Автоматизация поставленных звуков в повседневной речи»;
«Направление детей к врачам-специалистам»;
«Развитие пространственно-временных представлений у детей»;
«Умные пальчики»;
«Развитие ритмических способностей детей с нарушениями речи»;
«Обогащение словарного запаса по тематике»;
«Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
Литература
1.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2. Логопедия / Под ред. проф. Л.С. Волковой - М.: «Просвещение», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен ...
план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...
Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
Содержание работы по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Содержание работы по формированию геометрических представлений...
Урок ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (4 специальный (коррекционный) класс VllI вида) РАБОТА С САЛФЕТКАМИ
Разработка конспекта урока трудового обучения в специальном коррекционном классе 7 вида...
Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.
Программа коррекционной работы обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....