Родительское собрание на тему: «Повышенная тревожность – что это такое?»
учебно-методический материал

Серасхова Сания Эрнестовна

Родительское собрание на тему: "Повышенная тревожность - что это такое?"

цель: познакомить родителей с понятием "повышенная тревожность", научить практическим приемам коррекции тревожности  у детей; помочь выработке правильного стиля воспитания во избежанияе формирования тревожного поведения у детей; знакомство родителей с перечнем литературы, отражающей проблемы  повышенной тревожности у детей; диагностика тревожности у детей класса.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность , заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые к этому не предрасполагают. Большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений.  Надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности взрослых. Необходимо внимательней отнестись к ребенку, понаблюдать за ним. И если это необходимо использовать психотехнические упражнения, которые помогут снять тревожность ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Повышенная тревожность – что это такое?»

Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять.

И Кант

Задачи родительского собрания

  1. Образовательные: познакомить родителей  с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.
  2. Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.
  3. Информационные: знакомство родителей с перечнем литературы, отражающей проблемы повышенной тревожности у детей.
  4. Специальные: диагностика уровня тревожности у детей класса.

Перечень нормативно-правовых, информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

  • Конвенция ООН «Оправах ребенка».
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными  детьми. М., 2000 г.
  • Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998 г.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.,2004 г.

Подготовка к родительскому собранию.

  1. Изучение нормативной базы и других документов по теме собрания.
  2. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы.
  3. Определение возможных «болевых точек» собрания и подготовка ответов на предполагаемые вопросы родителей.
  4. Подготовка бланков экспресс-анкеты для родителей.
  5. Подготовка памятки для родителей.
  6. Подготовка упражнений для проведения тренинга.
  7. Подготовка приглашений, в которых участие  в тренинге предлагается принять обоим родителям.
  8. Подготовка листов бумаги, карандашей, ручек.
  9. Подготовка проекта решения родительского собрания.

Участники родительского собрания:

Учитель, родители учащихся, можно пригласить психолога.

План родительского собрания.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Экспресс-анкетирование родителей.
  3. Родительский тренинг.
  4. Ответы на вопросы родителей.
  5. Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.

Проведение родительского собрания.

  1. В начале родительского собрания учитель вводит  родителей в тему собрания. Педагогический тренинг посвящен проблеме, наличие которой, может быть родители, даже не подозревают у своего ребенка.  Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем  знакомое слово «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а, например,  не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми.

Не следует путать тревожность  и с понятием «страх». Только если ребенок боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определенной ситуацией.

До настоящего времени ещё не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Внутренний конфликт, вследствие которого и развивается тревожность, чаще всего бывает вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, когда родители хотят видеть своего ребенка непременно отличником, и никак не могут смириться, что ребенок получает не только «пятерки»;
  • негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение;

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.        

Но главное, надо помнить, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, семейными отношениями – тревожность детей во всех этих случаях неизменно возрастает. Конечно, тревожность иногда может быть сопряжена с неврозом или даже психическим расстройством, но эти случаи не так часты и находятся в компетенции медицинских специалистов.

  1. Как же узнать, тревожен ли ваш ребенок? Уважаемые родители, подумайте, замечали ли вы, характерны ли для ребенка:

Внутренний конфликт, вследствие которого и развивается тревожность, чаще всего бывает вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой;
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, когда родители хотят видеть своего ребенка непременно отличником, и никак не могут смириться, что ребенок получает не только «пятерки»;
  • негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение;

Именно эти пять признаков психологи считают основными критериями определения тревожности у детей. Но есть  и более подробные опросники.

Экспресс-анкета(Лаврентьева Г.П.,Титаренко Т.М., 1992 г.)

Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.

  1. Не может работать долго, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чём-либо.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слёзы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Интерпретация результатов: за каждый отмеченный пункт начислите 1 балл. Если сумма баллов составляет от 15 до 20 – у ребенка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов – средний, и если сумма не превышает 6 баллов – низкий.

  1. Чтобы помочь тревожному ребенку, специалисты рекомендуют проводить работу в трёх направлениях:
  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Учитель предлагает родителям проиграть несколько  психотехнических упражнений по каждому из направлений.

Упражнение 1 – «Похвала».

Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи, причем делать это искренне! Ведь в любой ситуации можно найти повод, чтобы отметить достижения своего ребенка.

Родителям предлагаются ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить ребенка.

Упражнение 2– «Комплименты».

Очень поможет игра «Комплименты», если в неё играть всей семьёй. А ещё хорошо дома оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на цветных лепестках – результаты, которыми он гордится.

Предлагается нарисовать цветик-семицветик  и написать успехи ребенка.

Упражнение 3 – «Камушек в ботинке».

Для обучения управлению своим поведением придумано хорошее упражнение – «Камушек в ботинке».

        Как правило, тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда и тщательно скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Привлечь ребенка к обсуждению того, что его волнует, можно с помощью простого приема. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Как сильно он мешал? А когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький! Когда мы чем-то взволнованы, озабоченны, у нас в душе происходит то же самое. Если мы сразу вытащим этот маленький вредный камушек, то неудобство сразу исчезнет! А если его оставить – то возникнут проблемы, и немалые (помнишь, как ты сильно натер ногу?) Поэтому всем людям- и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об  этом поговорить». Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной.

        И, наконец, чтобы научить детей произвольному мышечному расслаблению, предлагается разучить несколько релаксационных игр.

Упражнение 4 – «Воздушный шарик».

Цель – снять напряжение, успокоить ребенка.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваша шарик становится  всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул.  А теперь давайте покажем друг другу наши красивые шары!»

Упражнение 5 – «Шалтай-Болтай».

Цель – расслабить мышцы рук, спины, груди.

«Давайте поставим маленький спектакль. Он называется - «Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все резко наклоняются вниз.

Упражнение 6 – «Гусеница».

Цель – игра учит уверенности в себе, а также помогает достигнуть атмосферы доверия.

«Сейчас мы станем одной большой гусеницей. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник цепочки держит свой шар на вытянутых руках. Так, в единой цепи, нужно пройти по определенному извилистому маршруту.

Упражнение 7 – «Водопад».

Цель - развивать воображение, достигнуть расслабления.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2 – 3  раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает в нём вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течёт по вашим  плечам, затылку, помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете,  как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, безо всякого усилия, можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим  рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете  себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд)

А теперь поблагодарите этот водопад из белого света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

  1. Родителям предлагается задать вопросы, которые возникли по ходу тренинга.
  2. В заключение собрания подводятся итоги и предлагается принять решение собрания.

Проект решения родительского собрания.

  1. Рекомендовать тем родителям, у которых результаты экспресс-тестирования оказались неутешительными, записаться на консультацию к психологу.
  2. Рекомендовать родителям внимательно относиться к проблеме детской тревожности.

Учитель благодарит родителей за участие в тренинге. На прощание каждому родителю вручается памятка.

Памятка для родителей.

  • Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте  повышению самооценки  ребенка, чем чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы умеренного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  • Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребёнка, наказывая его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Застенчивый и тревожный ребёнок"

Родительское собрание по теме: "Застенчивый  и тревожный ребёнок"...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Родительское собрание в 4 классе по теме "Повышенная тревожность - что это такое?"

В данном материале представлен конспект родительского собрания по теме "Повышенная тревожность - что это такое?", презентация к нему и экспресс анкета для родителей для определения уровня тревожности ...

Родительское собрание по теме "Тревожные дети"

Родительское собрание для родителей учеников 1 - 2 классов с рекомендациями родителям и учителям....

Родительское собрание по теме: «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе»

Родитель и учитель связаны, то есть должны   взаимодействовать. Что мы должны предпринимать, чтобы помочь друг другу в обучении и воспитании детей?  Чтобы легче ответить на вопрос, пред...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования"

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования" : рассматриваются вопросы связи материала изучае...

Родительское собрание на тему «Повышение техники чтения у второклассников. Каковы причины? Как преодолеть трудности?»

В данной методической разработке речь идёт о причинах низкой техники чтения и о их преодолении....