Родительское собрание на тему «Повышение техники чтения у второклассников. Каковы причины? Как преодолеть трудности?»
методическая разработка (2 класс)
В данной методической разработке речь идёт о причинах низкой техники чтения и о их преодолении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 16.4 КБ |
prilozheniya_k_sobraniyu.docx | 21.98 КБ |
prilozhenie_k_sobraniyu_3.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Собрание на тему «Повышение техники чтения у второклассников. Каковы причины? Как преодолеть трудности?»
В конце 1 четверти была проведена проверка техники чтения в нашем классе, результаты которой не обрадовали меня, и как, оказалось, и многих из Вас. Я задалась вопросом: «Почему так произошло?» Ведь многие дети читают постоянно. Стала искать ответ на свой вопрос и начала с физиологии.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.
Заглянем в историю.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки — она дала возможность людям объясняться с помощью жестов. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.
Эти факты позволяют отнести кисть руки к peчевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
И оказалось, что развитие моторики, речи и мышления – важнее перед школой, чем умение читать и писать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию всех психических функций. (Об этом говорилось на родительском собрании, перед поступлением детей в школу.)
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и его речь будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук. (А мы всё время куда-то спешим или не всегда хотим заниматься с ребёнком.)
До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связано это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, мы стимулируем развитие и другой.
Таким образом, в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребенка импульсы поступают в головной мозг, активизирую деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулирует соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация еще незрелых клеток коры головного мозга, «отвечающих» за формирование речи ребенка.
Речь, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.
В процессе занятий с детьми в детском саду, как правило, оказываются задействованы лишь три пальца руки: большой, указательный и средний. Однако, для того, чтобы мелкая моторика интенсивно развивалась и способствовала развитию речи, необходимо активное воздействие на все пальцы как левой, так и правой руки.
Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.
Вернёмся к нашим детям.
Многие дети в классе имеют нарушения речи, т. е. не выговаривают все звуки. Почему так произошло? Да потому, что рука, почти каждого ученика, не развита. Примером этому служат фигуры, которые вырезали ребята. К 7-8 годам ребёнок уже должен овладеть таким навыком, как вырезание из бумаги. Наши дети в большинстве своём им не владеют, т. е. мелкая моторика руки не развита. Отсюда и проблемы: с речью, чтением, письмом.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. А у наших детей ( я говорю о большинстве) плохая память, отсутствует логика и связная речь. Выразить свои мысли правильно, связно они не могут. Также вызывает затруднение составление предложений из данных слов.
Только после того, как будет развита рука ребёнка, можно говорить о красивом письме, а дальше – о скорочтении.
Многие дети читают каждый день, но чтение остаётся слоговым. И оно так и останется, не сможет ребёнок поднять планку чтения выше, если не развивать руку.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
1 класс – не менее 40 слов в минуту, 2 класс – 60 слов в минуту, 3 класс – 90 слов в минуту, 4 класс – 110 – 120 слов в минуту.
Если ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен достигнуть обозначенных показателей скорости. Но это в том случае, если развита моторика руки.
У слабо читающих детей работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
- внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
- графические упражнения;
- дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
- соединение по точкам;
- рисование по образцу и т. д.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
- шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами)
- вышивание, вязание;
- театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней) ;
Упражнения по выработке мускульной памяти
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
- Пальчиковые игры с грецкими орехами. Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.
Их можно:
- вращать между ладоней (один или два)
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами) ;
- удерживать поочерёдно между пальцев рук;
- шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
- зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
- мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
- отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
- работа с пластилином, бумагой, тканью;
- игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке) .
- выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
- игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук)
- игры с эспандерами, губками;
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
Упражнения для развития тактильной чувствительности
Предложите ребенку:
- работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
- выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
- геометрические фигуры, цифры, буквы;
- «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
- закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
- с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии) ;
- игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
Приложение 2.
О Д Е Ж Д А
(12 СЛОВ)
А | К | Ш | А | Б | У | Р | П |
К | Е | О | Д | П | С | Ф | Л |
А | П | Т | Л | Е | В | И | А |
Ж | И | А | Е | А | И | К | Т |
Д | Щ | К | Т | Р | Т | Ю | О |
И | Л | Ф | С | Р | Е | Р | К |
П | О | Б | У | О | Р | Б | П |
К | А | К | Б | Ю | Н | Ш | У |
Приложение 3.
Упражнения дыхательной гимнастики.
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические-сопровождаются движением.
Гуляем по полянке.
В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы ( на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагиваем через предметы.)
Дыхательная гимнастика.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головою мозга, а гакже снимает стрессовое состояние.
Дышим глубже. Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)
А выдох - ртом, (Свободное опускание рук- на выдохе.)
Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
1. Как пыхтит тесто?
«Пых-пых-пых...»
- Как паровоз выпускает пар?
«Из- из-из...» - Как шипит гусь?
«Ш- ш-ш...» - Как мы смеёмся?
«Ха-ха-ха...» - Как воздух выходит из шарика?
«С-с-с...» - Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.
«Ф-ф-ф...»
Ныряние.
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть , а затем, осле третьего глубокого вдоха «нырнуть под воду» и не дышать, зажам при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Дыхательная медитация.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом, Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Предварительный просмотр:
Приложение5.
1.За-са-за зю-сю-зю зу-су-зу зо-со-зо зя-ся-зя
сё-зё-сё си-зи-си сы-зы-сы сэ-зэ-сэ ся-зя-ся
2. злю злу зло злё зла зля зле злэ зли злы
слю слу сло слё сла сля сле слэ сли слы
аза аса осу ОЗУ асы азы есы езы ИСО изо
зкё зко зки зкы зкю зку зка зкя зке знэ
3. нож-нос мало-сало
морж-морс лайка-сайка
лук-сук топка-сопка
тон-стон Клава-Слава
4. каска-маска-миска-киска
лиска-леска-ласка-баска
касатка-посадка-насадка
колбаса-небеса-полоса
5 .Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-крою-открою
Ра-бра-брать-собрать
6. лес лист
леса листок
лесок листочек
лесник лиственный
лесовик широколиственный
7. То погаснет, то зажжётся Зимой на ветках яблоки!
Ночью в роще огонёк. Скорей же собери!
Угадай, как он зовётся? И вдруг – вспорхнули яблоки.
Золотистый……………. Ведь это ………………..
- Коси, коса, пока роса. Ах, вы, сени, сени,
Роса долой, и мы домой. Вышел в сени сонный Сеня,
И в сенях споткнулся Сеня
И кувырк через ступени.
Приложение 6.
Упражнения на развитие скорости чтения.
1. Упражнения, которые развивают подвижность речевого аппарата,
артикуляцию, дикцию.
а).Гласные: а , у , ы , и , э.
б).Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.
в).Скороговорки.
Прочитайте скороговорки, чётко произнося звуки и делая паузы.
Маланья - болтунья / молоко болтала/, болтала/, выбалтывала/, да не выболтала
Маланья - болтунья молоко болтала/, болтала/, выбалтывала, да не выболтала.
Маланья - болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала.
2. Упражнения, которые помогают увеличению бокового зрения.
- Посмотрите на цифру 1. Не отрывая от неё взгляда, прочитайте слог, который находится слева, а потом справа.
та 1 тя
ки 2 кы
му 3 мю
те 4 тэ
вё 5 во
ны 6 ни
са 7 ся
ру 8 рю
бё 9 бо
пэ 10 пе
ам
сам
свой
выбор
восемь
девушка
качестьо
строитель
ограбление
краеведение
3. Упражнения, развивающие антиципацию, т.е. умение предугадывать
последующее слово по предыдущему.
Сейчас мы будем работать над словосочетаниями. Перед вами слова, записанные в два столбика. В первом столбике начало словосочетания, во втором, напротив , его продолжение. Я закрываю листочком слова из второго столбика. Вам необходимо прочитать начало словосочетания, которое написано в первом столбике, и по смыслу догадаться, каково его продолжение.
Спокойной ночи
Доброе утро
Приятного аппетита
Большое спасибо
Счастливого пути
Извините пожалуйста
Будьте здоровы
Честное слово
Желаю счастья
Перед тобой пять необычных пословиц. Каждую пословицу разделили на две части. Собери пословицы из частей, «потерявших» друг друга . Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика подбери окончание из правого столбика. Соедини их линиями, (работа проводится в парах) Чтение текста с неполными словами.
4. Упражнение для развития скорости и гибкости (умение менять скорость взависимости от содержания). «Буксир».
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах чтения учеников.
Дети читают тот же текс про себя, стараясь поспевать за мной. Проверка
осуществляется путём внезапной остановки. Дети должны остановиться на
том же месте и показать слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Трудности обучения чтению и письму в 1 классе"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5489...
Родительское собрание на тему "Формирование навыков чтения у младших школьников"
Беседа с родителями о трудностях в обучении чтению и этапах формирования навыка чтения....
Родительское собрание по теме: «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе»
Родитель и учитель связаны, то есть должны взаимодействовать. Что мы должны предпринимать, чтобы помочь друг другу в обучении и воспитании детей? Чтобы легче ответить на вопрос, пред...
Родительское собрание на тему: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка».
Задачи собрания:1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и не уверенности на учебные успе...
Родительское собрание на тему: «Повышенная тревожность – что это такое?»
Родительское собрание на тему: "Повышенная тревожность - что это такое?"цель: познакомить родителей с понятием "повышенная тревожность", научить практическим приемам коррекции трев...
Презентация по тема "Повышение техники чтения младших школьников"
Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно ...
конспект +презентация родительского собрания рекомендации по улучшению техники чтения
конспект +презентация родительского собрания рекомендации по улучшению техники чтения...