Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования"
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Взаимосвязь урочной
и внеурочной деятельности –
условие повышения качества образования
Слайд № 2
Личность не воспитывается по частям,
но создаётся синтетически всей суммой влияний,
которым она подвергается"
А.С.Макаренко
Слайд № 3 Школа для ребёнка – это не просто учреждение, где он получает набор определённых знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. В определённой степени его успех в будущем будет определяться, как он прошёл процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. Новое общество запрашивает человека, способного самостоятельно учится и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И очень многое будет зависеть от семьи и школы.
Слайд № 4 Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остаётся учитель, так как именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно – воспитательного процесса (государство, родителей, учеников, администрацию школы, общественные организации и т.д.).
Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность обучающихся.
С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой.
Федеральный государственный стандарт образования в п.16 рассматривает внеурочную деятельность как полноправную часть образовательного процесса наряду с обязательным учебным планом.
Слайд № 5 ,6 «Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов"
Иначе, внеурочная деятельность – это образовательная активность, которая выходит за рамки учебного занятия (урока) и может проходить вне класса, но направлена она на освоение материала, заложенного в основной образовательной программе (примерной основной образовательной программе)
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности.
Слайд № 7. Для реализации в нашей школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное( "Час подвижных игр")
художественно-эстетическое ("Юный художник")
научно-познавательное ("Учись учиться", "Детская риторика " ,"Математика и конструирование", "Наглядная геометрия")
военно-патриотическое (Я - гражданин и патриот России)
общественно полезная (Земля-наш дом)
проектная деятельность.
Цель организации внеурочной деятельности – это обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся; формирование их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность; развитие творческих способностей; сохранение и укрепление здоровья.
Результат внеурочной деятельности – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Основные положения и требования к организации внеурочной деятельности заключены в содержании документов федерального и регионального уровней.
Слайд №8 . Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Слайд № 9. Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план , так и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность — это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования». Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.
Слайд № 10. Учитель может использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Может запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на занятиях ВД, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.
Слайд №11. Учитель составляет первоначально календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий. Проследить преемственность урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете.
Очень трудно вести ВД, если нет рабочих тетрадей для каждого ученика. Приходиться распечатывать материал на 15-20 человек для каждого занятия, но с это не очень правильно: в рабочей тетради цветом выделены на чертежах, диаграммах нужные линии, а ксерокопируем только чёрным.
Каждый год в начале года и в конце учащиеся пишут различные контрольные работы, а в течении учебного года участвуют в различных олимпиадах, где задания отличаются от урочных заданий. Учителями было замечено, что дети , которые регулярно посещают занятия "внеурочки" успешнее справляются с ними. Курс "Учись учиться" с 1 по 4 класс проводится по специальной программе с рабочими тетрадями, что позволяет детям расширить свои знания в области русского языка, - логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
-сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
-обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
-определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
-концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
-самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
-решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
-находить несколько способов решения задач;
-работать в группе
Все задания построены так, чтобы потом пригодились при изучении тем русского языка.
В последней игре-конкурсе "Журавлик" дети посещающие внеурочку очень быстро справились с заданием:
Какое из слов не является анаграммой к слову Салтан? (Анаграмма – это приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова, что в результате даёт другое слово. Например: салат – атлас).
А. Тансал | Б. Лансат | В. Натлас | Г. Ларсат |
А главное при работе над ошибками они уверенно обосновали свой выбор (правильный ответ: под буквой "Г" . Мы делали много подобных заданий на ВД "Учись учиться". И не справились те, кто не посещал ВД.
А вот следующее задание:
Что такое кумкват?
А. Средство передвижения | Б. Канцелярская принадлежность | В. Обувь | Г. Фрукт |
Кто был на занятиях ВД "Земля - наш дом" и "Формула правильного питания" безошибочно на него смогли ответить.
В апреле прошлого года второклассникам в комплексной работе во 2 классе было предложено:
Слайд № 12 Задание 6.
Карине было 10 лет, Зарина на 2 года старше Карины, а Амина на 1 год старше Зарины.
На каких диаграммах показан правильный ответ задачи. Обведи номер.
№1 №2
Слайд № 13 И сразу следующее задание, которое является как бы продолжением, Заполни таблицу.
И опять справились с заданием те дети , которые посещали ВД, и учитель с детьми разбирал похожие задания. Дело в том сейчас существует огромное количество программ, в одних это проходят во 2 классе, в других в 3 классе, а контрольные универсальные.
На некоторые темы по программе отводится очень мало времени. Тема "Круг. Окружность" в третьем классе изучается всего один час. Я уж не говорю о том, чтобы научиться за один урок ещё и пользоваться циркулем.
А вот если учитель чувствует, что этого мало- поработает с детьми на ВД, используя современные технологии, видеоурок, благо сейчас есть доступ к интернету.
Да есть дети , которые посещают музыкальную школу, спортивную секцию и хорошо справляются со всеми заданиями , но их мало. Да и надо отдать должное родителям, которые занимаются самообразованием детей дома. Берут домой пособия по ВД и работают дома.
По разному можно относиться к ВД творческого характера как "Веселые нотки".
Созидательную силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид¹ – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. И наши дети на любых мероприятиях преображаются, когда поют вместе с Михаилом Игоревичем. Их выступления - украшение любого мероприятия.
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. Во 2 классе по математике предлагается 2 проекта:«Узоры на посуде» и «Оригами». В 3 классе по русскому языку предлагаются проекты «Имена прилагательные в загадках», «Тайна имени», «Составляем «Орфографический словарь». На уроке невозможно выполнить всю работу только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа перешла во внеурочную деятельность. Получились очень красивые и интересные работы. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий. Да часть проектов дети выполняют дома вместе с родителями, но работа на проектом продолжается и на ВД.
Слайд № 14. После выше изложенного можно сказать что, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально)
Слайд № 15. Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время. Роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач воспитания, развивает у учащихся диалектическо-математические взгляды на взаимодействие общества и природы, способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей, устойчивых интересов к предметам. Слайд № 16.
МОУ "Узуновская средняя общеобразовательная школа"
Выступление
на общешкольном родительском собрании
учителя начальных классов
Блохиной Зинаиды Васильевны
на тему:
" Взаимосвязь урочной
и внеурочной деятельности
– условие повышения качества образования"
22.03.2018г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Личность не воспитывается по частям, но создаётся синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» А.С.Макаренко
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника.
Внеурочная деятельность – это образовательная активность, которая выходит за рамки учебного занятия (урока) и может проходить вне класса, но направлена она на освоение материала, заложенного в основной образовательной программе (примерной основной образовательной программе по предмету).
Виды и направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное( "Час подвижных игр") художественно-эстетическое ("Юный художник") научно-познавательное ("Учись учиться", "Детская риторика " ,"Математика и конструирование«, Наглядная геометрия») военно-патриотическое (Я - гражданин и патриот России) общественно полезная ( Земля-наш дом) проектная деятельность.
Основная задача урока- сформировать предметные знания и способы действия в данной области.
Внеурочная деятельность: Учитывает и формирует индивидуальные образовательные интересы школьника Даёт возможность учителю использовать различные формы деятельности учащихся Позволяет ученику осуществить осознанный выбор приемлемой формы для решения поставленной задачи
Задание 6 . Карине было 10 лет, Зарина на 2 года старше Карины , а Амина на 1 год старше Зарины. На каких диаграммах показан правильный ответ задачи. Обведи номер. №1 №2
Задание 7. Сколько лет каждой из сестёр? Заполни таблицу. Имена девочек Возраст Карина Зарина Амина
побуждает школьника к совершению поступка реализуются потребности и мотивы используются и приобретаются новые знания и умения формируются интересы приобретается опыт Внеурочная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....
Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
Презентация к докладу...
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».
условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.»....
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....
Доклад на тему: «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов».
Описание связи урочной и внеурочной деятельности...
«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....