"В школу без дефектов речи".
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«В школу без дефектов речи».
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ребенку справиться со школьной программой.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребёнка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространственные и временные представления, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к занятиям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль психологическая готовность к школьному обучению, т.е. Осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Это следующие критерии:
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный- согласный типа АП; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки -гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваютс я умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме ( палец- пальчик, рука- ручка, дом- домик, домишко), выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных(стол- настольная лампа, посуд - посудный шкаф, книга - книжный шкаф и т.д.)..
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, свои желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети сами начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, обидчивыми.
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или по артикуляции (шипящих- свистящих; звонких -глухих; твердых- мягких, р -л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло -различительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной проявления вторичного дефекта ( дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
Поэтому основная задача родителей -обращать внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, выполнять рекомендации логопеда, предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если семья и детский сад, а в дальнейшем школа закрыты друг для друга, то ребенок в таком случае находится между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание не усвоение ребенком программы детского сада, школы.
А мы с вами заинтересованы в том, чтобы ребенок получил как можно больше знаний, умений и навыков, которые послужат ему базой для дальнейшего обучения.
Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования многих способностей и качеств. Если вы, каждый день, будете заниматься с ребёнком по 15-20 минут в течение года, то эти занятия принесут огромную пользу вам и вашему ребенку, помогут ему подготовится к школьному обучению.
Советы учителя-логопеда родителям.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения речевой материал должны соответствовать возрасту.
- При общении с ребенком всегда следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте непременно объясните.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
- Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит слишкомтихо, напоминайте ему: «Говорить надо внятно, четко и не спеша».
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ваш ответ?». Если у вас есть диктофон или магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для вашего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Части речи. Имя прилагательное". 3 класс.
Проверочная работа по курсу "Русский язык" по теме "Части речи. Имя прилагательное" 3 класс. УМК ПНШ....
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (раздел «Устная речь»)
Данный материал состоит из примерных устных высказываний и вопросов для беседы по основным темам, изучаемым в курсе М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 4 класса, и может быть использован ...
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...
Методическая публикация по проблемам образования. «Проблемы дефекта речи у младших школьников с помощью игровых упражнений»
Устранение дефектов речи у младших школьников с помощью игровых упражнений....
Проблемы дефекта речи в начальной школе
Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе физического и умственного развития. Речь служит показателем общего развития индивида и формируется под влиянием речи взрос...
родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
родительское собрантие в старшей группе...