Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
консультация (1 класс)

Меланченко Ольга Борисовна

Проблема развития мелкой моторики у детей с ОВЗ стоит очень остро.Поэтому начиная с первого занятия необходимо целенаправленно заниматься развитием пальцев рук ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми

  1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
  2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
  3. Ежедневность (регулярность).
  4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
  5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.
  6. Взаимодействие со всеми специалистами.

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики

  1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

                            Организация работы

  1. Длительность.
  2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
  3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  4. Многократное повторение.
  5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
  8. Ребёнку всегда предлагается инструкция.
  9. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
  10. Обязательно поощряйте детей.

Игрушки для развития мелкой моторики

  1. Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
  2. Кубики. При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
  3. Рамки и вкладыши.
  4. Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
  5. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
  6. Кубы – сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
  7. Доски Сегена. Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Средства развития мелкой моторики

  1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
  2. Тренажёры для развития мелкой моторики.
  3. Упражнения с мячиками, шариками.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Игры с пластилином, тестом, глиной.
  7. Рисование, раскрашивание.
  8. Аппликация
  9. Игры с бумагой.
  10. Игры с конструктором, мозаикой.
  11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
  12. Игры с крупами.
  13. Шнуровки.
  14. Игры со счётными палочками, спичками.
  15. Игры с песком и водой.
  16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
  17. Игры с резинками, лентами.
  18. Штриховка.
  19. Куклотерапия.
  20. Пальчиковый театр.
  21. Игры с прищепками.
  22. Ниткография (ниткопись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации по развитию мелкой моторики

В этом материале представлены упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, материал будет полезен как учителям начальных классов, так и родителям....

Рекомендации по развитию мелкой моторики

Результативность от упражнений для пальчиков будет выше, если их сочетать с элементами нейропсихологии....

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП

Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми с ТМНР...

методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей"

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка....

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...