Рекомендации по развитию мелкой моторики
статья по логопедии (1 класс) по теме
Результативность от упражнений для пальчиков будет выше, если их сочетать с элементами нейропсихологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Труднее всего первоклашке, да и второклашке приходится на уроках русского языка, потому, что процесс письма для малыша очень сложен из-за неготовности руки к письму. “Можно ли помочь ребенку?”— задают справедливый вопрос родители в комментариях к заметке “Как повысить скорость письма?” .
Согласно данным психологов и физиологов трудности при овладении техникой письма объясняются:
-слабо развитыми мышцами пальчиков и кистей рук,
-недостаточностью развития мышц предплечья и плечевой части пишущей руки,
-несовершенной координацией движений пальцев,
-отставанием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо),
-слабой ориентацией в пространстве и на плоскости,
-незаконченностью окостенения запястий и фаланг пальцев: рука быстро утомляется, ребенок устает.
Как развить мелкую мускулатуру руки . Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу: захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж пальчиков, рисование каракулей, резание ножницами, занятия на домашних снарядах (кольца, перекладина) и многое-многое другое. Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму — это лепка из пластилина, теста, глины. Для укрепления двигательного аппарата пишущей руки можно предлагать детям штриховку, раскрашивание рисунков. Выполнение штриховки, развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Постепенное развитие и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки будет эффективным, если давать разного вида штриховки:
-короткими частыми штрихами,
-мелкими штрихами с возвратом,
-длинными параллельными отрезками,
-круговую штриховку от центра рисунка.
При штриховке рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку усталости он не чувствует, то родители могут учить ребенка сосредотачиваться на соблюдении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования: на посадку ребенка, на положение рук, на положение кисти пишущей руки, на положение листа бумаги, на положение карандаша, на правила пользования карандашом (ручкой, кистью). Соблюдение этих правил в дальнейшем поможет ребенку преодолеть трудности технической стороны письма.
На развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки можно предлагать такое упражнение. Например, начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите в этих квадратах поставить по всей площади как можно больше точек. При чем, точки стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их подсчитать. Работает ребенок в максимальном темпе 30 секунд, через каждые 3 секунды переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости кисти руки. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. На развитие согласованности действий глаз и рук. Ребенку в процессе учебы придется одновременно смотреть на предмет (например, на доску, в учебник) и списывать или срисовывать задание. Это очень сложный вид учебной деятельности. Внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Отсюда проблемы при списывании или срисовывании. Им легче рисовать (писать) по памяти, чем с натуры. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Для развития у ребенка умения ориентироваться в своей работе на образец, нарисуйте на листе бумаги, постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Упражнения такого вида развивают не только тонкую моторику руки, но и произвольное внимание, пространственное восприятие. Для тренировки пальчиков можно выполнять, так называемые графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки. Например, ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки, точно попадая в мишени. Можно пройти по узкому лабиринту и выйти из него, не задевая стен; провести свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель; найти выход из пещеры; проследить путь бабочки. Старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие. Этой же цели служит пальчиковая гимнастика:
- "Пальчики здороваются" — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
- "Человечек" — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки "бегают" по столу.
- "Слоненок" (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) "идет" по столу.
Итак, развитие пальцев и кистей рук процесс длительный, да и не из легких, но помочь ручкам малыша можно. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, а карандашом и кистью, как правило, еще не владеет. Дальнейшее формирование двигательных навыков будет проходить интенсивнее, если ребенок будет иметь возможность подражать взрослому и слушать объяснения мамы и папы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей первоклассников( Развитие мелкой моторики рук.)
Данный материал содержит информацию для родителей по развитию мелкой моторики рук....
рекомендации по развитию мелкой моторики
В этом материале представлены упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, материал будет полезен как учителям начальных классов, так и родителям....
Методические рекомендации и упражнения по развитию мелкой моторики ребенка
Мелкая моторика выражается в способности ребёнка выполнять точныедвижения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированныхдействий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.Мелкая мотор...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП
Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми с ТМНР...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП
конспекты, упражнения, рекомендации...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
Проблема развития мелкой моторики у детей с ОВЗ стоит очень остро.Поэтому начиная с первого занятия необходимо целенаправленно заниматься развитием пальцев рук ребенка....