Система дополнительного образования в ГБОУ Школа № 1056
материал (1 класс)

Кудрявцева Ольга Александровна

     Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).

Цель:      Достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения через формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, навыков самообразования, потребности в продолжение образования в течение всей жизни, способности к самоопределению и адаптации в постоянно меняющихся условиях при дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

Задачи:                             

       – создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;

– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;

– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;

     – формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;

– совершенствование структурных подразделений дополнительного

 образования, программ деятельности кружков, секций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1056»

Родительское собрание

Система

дополнительного образования в

 ГБОУ Школа № 1056

Докладчик

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Кудрявцева Ольга Александровна

Москва 2018-2019

На основании статьи 75, Федерального закона Российской Федерации  от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (Новый с 01.09.2013 г.), принятой Государственной Думой 21.12.2012, одобренной Советом Федерации 26.12.2012 г. «Об образовании»: Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 1056»  Департамента образования города Москвы в соответствии с ФЗ № 273 обеспечены все необходимые условия для ежегодного развития системы дополнительного образования. На основании устава ГБОУ Школа № 1056  ДО города Москвы в учреждении в полном объёме непрерывно работает единая система дополнительного образования, подразделенная на несколько секторов по направлениям. В общую образовательную систему ГБОУ Школа № 1056 входят такие образовательные программы, направления и виды деятельности, как:

  1. основная общеобразовательная программа начального общего образования – 4 года;
  2. основная общеобразовательная программа основного общего образования – 5 лет;
  3. основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования – 2 года;
  4. дополнительные общеобразовательные программы до 5 лет

 Социально-педагогическая направленность

 Техническая направленность

 Туристско-краеведческая направленность

 Физкультурно-спортивная направленность

 Художественно-эстетическая направленность

              Естественнонаучная направленность

  • За страницами учебников
  • Основы и углубление изучение экологии и биологии
  • Научная проектно-исследовательская деятельность
  • Прикладные эколого-биологические программы

Работа системы дополнительного образования ГБОУ Школа № 1056 ведется по всем вышеперечисленным общеобразовательным программам и направлениям.

Цель:      Достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения через формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, навыков самообразования, потребности в продолжение образования в течение всей жизни, способности к самоопределению и адаптации в постоянно меняющихся условиях при дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

Задачи:        

       – создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;

– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;

– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;

     – формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;

– совершенствование структурных подразделений дополнительного

 образования, программ деятельности кружков, секций.

     Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).

     Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки и секции, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков и секций создает условия для разностороннего развития личности.

    Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.

Школа стремится выполнить основную задачу системы дополнительного образования – создать условия для самоопределения и развития школьника. С этой целью в школе работают различные кружки.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени  для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе

дополнительных образовательных программ;

-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,

индивидуальный подход к ребенку);

-в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

     Для оказания услуг в основном используется материальная база школы: учебные кабинеты, спортзалы, компьютерные классы. Учителя используют активные методы для проведения занятий: игры, соревнования, самостоятельные исследования, подготовку проектов. Такой подход позволяет не только сделать занятия интересными, но и учит детей приемам самоорганизации, самооценки, поддерживает стремление стать субъектами жизнедеятельности коллектива, формирует демократический стиль жизни.

В соответствии с планом работы ГБОУ Школа № 1056 ежегодно осуществляется ряд мероприятий по осуществлению контроля деятельности системы дополнительного образования. Одно из мероприятий контроля – является внутришкольный контроль.

 Предоставление платных образовательных услуг – новый и перспективный вид деятельности для любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.  Поэтому   снова открыты несколько внебюджетных кружков и секций.

 ГБОУ Школа № 1056 продолжает работу в режиме 5 – 6 дневных учебных неделей. Для учащихся всех классов допускается использование субботы как развивающего дня для занятий школьников по выбору, в системе дополнительного образования, для проведения экскурсий, походов, посещения театров и т.д.

Практически все программы имеют пролонгированные сроки реализации: от 1-го до 5-ти лет обучения, реализуются в следующих формах: секции, хоры, мастерские, студии, творческие коллективы и др. Формы определяются психолого-гигиеническими требованиями, санитарными нормами и вместимостью помещения. Количественный состав групп – от 15 человек. Занятия проходят во второй половине дня и в выходной день.

Ожидаемый результат предполагает:
-
развитие способностей;
- повышение престижа объединения;
- улучшение показателей адаптации в обществе.
Наглядное проявление – участие в выставках, концертах, районных и окружных мероприятиях др.
Форма подведения итогов в объединениях дополнительного образования –
творческие отчёты, участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, презентации итогов работы объединения.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по той или иной программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.

Системе ДО школы удалось сохранить связи с организациями ДО г. Москвы. В школе продолжает работать Музей боевой славы, поддерживается связь с Советом ветеранов.

Была проведена работа с родителями в виде: ознакомления с наличием кружков и графиком их работы, индивидуальных консультаций по адаптации, развитию, перспективам ребёнка и вопросам работы объединений, будут проведены мастер-классы на Дне открытых дверей.

     Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа нашей школы, чувства гордости за неё.

Педагоги физкультурно-спортивного, художественно-эстетического, естественнонаучного, социально-педагогического, туристско-краеведческого направлений  эффективно работают с детьми, что приводит к победам в районных, окружных, городских, всероссийских и международных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения предметов по выбору и системы дополнительного образования»

Высокие темпы развития и совершенствования науки, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся ...

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

Управление развитием системы дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Цель работы: разработка  рекомендаций по управлению системой дополнительного образования в реальных условиях общеобразовательной школы. Объект исследования: система дополнительного обр...

Система дополнительного образования гимназии - пространство персонального (вариативного) образования для самореализации личности детей и взрослых

В презентации представлен опыт создания системы дополнительного образовавния в общеобразовательном учреждении через организацию дополнительного образования, внеурочной деятельности, платных дополнител...

Образовательная программа дополнительного образования в ГБОУ Школа № 1056

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образ...