Портрет выпускника детского сада
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Портрет выпускника детского сада
или
«О готовности ребенка к школе»
Здравствуйте уважаемые родители! Только что вас познакомили с новым учебно – методическим комплектом. Но несмотря на то, что учебный материал представленный в учебниках и тетрадях способствует всестороннему развитию ребенка, тем не менее, чтобы быть успешным нужно быть хорошо подготовленным к школе.
И в своем выступлении я хочу обозначить некоторые моменты, на которые вы должны обратить внимание.
Итак, «Портрет выпускника детского сада» или «О готовности ребенка к школе».
Этот вопрос волнует педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребёнка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Информационная подготовка ребёнка к учёбе в школе, как правило, начинается ещё задолго до самого момента поступления в первый класс.
Подрастая, ребёнок узнаёт о том, что ему придётся пройти через период регулярного школьного обучения. Одни родители обычно связывают такую ассоциацию с важной перспективой – пойдёшь в школу, станешь умным. Другие родители используют школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного давления. А высказывание типа «вот пойдёшь в школу, там с тобой так нянчиться не станут» вообще противопоказано.
Задача родителей на ближайшее время совсем другая, надо создать у малыша готовность к тому, что присутствие в школе обязательно станет для него интересным и полезным.
Итак, готовность к школе включает в себя следующие компоненты – это личностная готовность, интеллектуальная готовность и социально – психологическая готовность:
личностная готовность включает:
формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, умении ориентироваться в мире человеческих отношений, выполнять правила поведения, умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и только потом стремление проявлять определённую сумму знаний и умений по всем показателям, которые являются базовыми для перехода к новой ведущей деятельности – учебной.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
- интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка запаса конкретных знаний.
Умственные возможности человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, а значит, их нужно постоянно загружать работой.
Итак, в математике важно не обучение механическому счёту, а формирование определённых представлений: о составе чисел, о сравнении предметов по величине, о геометрических фигурах.
Ребенок на выходе из детского сада должен уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и количество предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на две и четыре равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
- считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20;
- пользоваться порядковыми и количественными числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду;
- составлять число из единиц (в пределах 10);
- составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10);
- называть текущий месяц, последовательность дней недели.
Важна и подготовка к обучению грамоте.
Ребёнок должен владеть:
- звукобуквенным и слоговым анализом слова,
- уметь воспринимать речь окружающих, задавать вопросы и отвечать на них, говорить перед товарищами, спрашивать;
- пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных мультфильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, картин,
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»,
- называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с заданным звуком;
- определять место звука в слове,
- составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картине;
- самостоятельно читает текст и передает его содержание;
- умеет записывать простые слова.
Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в дальнейшем.
К концу дошкольного возраста у ребёнка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире: знакомство с животным и растительным миром, природными явлениями, первые знания по географии, необходимо сформировать представление о времени, научить разделять предметы на группы в зависимости от их назначения, ребенок должен иметь представления о родном крае, природе родного края; иметь представления о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде; иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; уметь устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
Помимо этого необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движений рук.
Так ребенок 6 – 7 лет уже умеет выделять основные признаки, сходства и различия предметов, обладает способностью воспроизвести образец. С помощью логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения ребёнок учится мыслить.
Память человека – это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. В младшем дошкольном возрасте развитие памяти идёт очень быстрыми темпами. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется произвольность всех психических познавательных процессов, в том числе и памяти. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал.
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Последний компонент - социально-психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы, проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий; адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих и т.д.
К выше сказанному можно добавить, что готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, могут быть трудности в учебе. А здесь уже нужны консультации медицинских специалистов и не нужно их бояться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подарок детскому саду от выпускников.
Как оставить что-то необычное, оригинальное и памятное о выпускной группе детскому саду ? Подробности в этом материале. ...
Занятие для выпускников детского сада «Знакомство со школой».
Данное занятие разработано для выпускников детского сада,которые приходят в школу на экскурссию,чтобы познакомиться со школой, учителями,педагогами,с расположением кабинетов и т.п.. После экскур...
Развитие прогнозирования как фактора готовности к обучению выпускников детского сада в начальной школе.
Изучении особенностей развития прогнозирования как фактора готовности выпускников детского сада к обучению в начальной школе, разработке методики формирования у выпускников детского сада умения прогно...
Выпускник детского сада - успешный первоклассник (логопедическое занятие)
Занятие проводилось с детьми подготовительной логопедической группой и учениками первого класса. В последнее время, мало уделяется внимание на преемственность между работы дошкольных образовательных у...
Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"
Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...
Выступление в детском саду по теме «Портрет будущего первоклассника по ФГОС»
Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение ...
портрет выпускника детского сада
Презентация к выступлению в ДОУ перед родителями выпускников детского сада...