Родительское собрание
материал на тему

Самойленко Любовь Александровна

Родительское собрание на тему: "Как помочь ребенку учиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: "Как помочь ребёнку учиться".

Цель: познакомить родителей с проблемой учебной мотивации.

Ход собрания.

1. Вступительное слово учителя:

- Если мы не хотим, чтобы с первых дней учения ребёнок начал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне учения, а в нем самом. Иначе говоря, надо поставить цель, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Еще Я. А. Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не просто по обязанности. Речь идет не только о том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность. Нужна, конечно, и занимательность, но не в том суть. Надо искать мотив радости в самом процессе учения. Но в чем именно?

2. Учебная деятельность отличается от всех других одной важной особенностью. Взглянем на школьника, занятого рисованием - продуктом его деятельности является рисунок. Или, допустим, ребенок лепит, и вот он, результат, - какой-то предмет (грибок, зайчик).

Совсем иное дело - учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако никаких изменений в систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, - это прежде всего изменение самого ученика, его развитие. Это изменение есть приобретение ребенком новых способов действий с научными понятиями. Учась, ребенок изменяет самого себя.

3. Конечно, учебная деятельность имеет и внешние результаты. Занялся решением задачи - и получил решение. Готовился к сочинению - и написал его. Но эти результаты оцениваются учителем и самим учеником как показатель изменений, происшедших с учеником.

Какими мотивами должна побуждаться такая деятельность? Очевидно, только непосредственно связанные с ее содержанием, т. е. мотивы приобретения обобщенных способов действий или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного самосовершенствования.

Если у детей удается сформировать такие мотивы, то наполняются новым содержанием и приобретают новую силу те мотивы, которые связаны с позицией школьника. Теперь позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя. В этом и состоит общественная значимость учения: личное совершенствование приобретает общественный смысл.

Такие мотивы называются учебно-познавательными. Они направлены не просто на усвоение информации об окружающем мире, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. В. А. Сухомлинский на уроках давал ученикам время (полчаса) на самостоятельную работу. Этим временем дети могли распоряжаться по собственному усмотрению. Обязательных заданий не было. Нельзя было ничего не делать. Это один из путей воспитания самостоятельной активности в добывании знаний.

У семьи в этом отношении возможностей не меньше, чем у школы. Плохо, если занятия дома превращаются в урок, да при этом еще и далекий от представлений современной педагогики, - натаскивание, зазубривание, бесконечное переписывание. Выполнение домашнего задания должно воспитывать у ребенка навыки активной самостоятельной работы.

4. Первое, в чем родители могут способствовать формированию учебной деятельности у детей, - это помочь им при выполнений домашних заданий выделить учебную задачу.

Уметь выделить учебную задачу - это значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Первоклассник должен, например, понимать, что он рисует кружки, раскладывает счетные палочки, решает задачи для того, чтобы научиться сложению и вычитанию чисел. Это и является для него учебной задачей.

Ребенок должен самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее не разрозненными заданиями. Если он не овладеет этим навыком, ему будут непонятны многие требования педагога. Почему, например, надо нарисовать 5 елочек, а не больше? И вот, стараясь сделать все как можно лучше, малыш рисует и раскрашивает 10 елочек вместо 5. И невдомек ему, что учитель просил нарисовать 2 большие елочки и 3 маленькие для того, чтобы показать, что число 5 состоит из чисел 2 и 3.

При решении задач внимание малыша часто "застревает" на сюжетных моментах, а не на зависимости решения от известных и неизвестных данных задачи.

Когда учитель просит детей повторить хором слово, ребенок может кричать громче всех и часто невпопад, потому что смысл происходящего он видит в том, чтобы правильно разбить слово на слоги, чего добивается учитель, и т. д. Подобные случаи вызывают у взрослых улыбку, а ведь это сигнал: ребенок не умеет выделять учебную задачу. Если на это не обратить внимание, то эти "забавные" ошибки исправлять будет всё труднее.

Приведем хотя бы такой пример.

Детям на первых порах нелегко дается устный счет. Считать на палочках или счетах куда легче. Однако дети, которые выделяют учебную задачу (т. е. поняли, что сейчас главное - научиться считать в уме), стараются решить пример так, как требует учитель, выполняя все действия "про себя". А ребенок, который не выделяет учебной задачи, который выполняет только предложенное учителем конкретное задание (один раз - узнать, сколько будет 6+2, в другой раз - сколько будет 8-4, и т. д.), плохо понимает, почему надо проделать все операции в уме, если это так трудно. Только потому, что этого требует учитель? Но ведь правильный ответ можно получить проще! И когда все товарищи стараются считать в уме, он пытается считать на палочках. Когда учитель забирает их у него, он начинает рисовать палочки или считать на пальчиках.

А если не удается посчитать на палочках и пальчиках? Ребята, овладевшие школьными правилами, уже ушли далеко вперед, а наш горе-ученик попросту перестает понимать, что ему надо делать, как угнаться за остальными. Развивается, таким образом, интеллектуальная пассивность. Ребенок тяжело переживает это состояние, но объяснить взрослому, в чем его проблемы, не может. Вот во что может вылиться неумение выделять учебную задачу.

Родителям не так уж и трудно разъяснить своему ребенку, в чем заключается учебная задача каждого конкретного задания: им необходимо систематически помогать ему, добиваясь того, чтобы ребенок понял, зачем надо выполнять то или иное задание. Помогая ребенку выделить учебную задачу, мы способствуем тому, чтобы он научился видеть ее в новом материале, который еще только предстоит усвоить.

Как правило, дети безболезненно переживают свои неудачи в учении, пытаются сами понять их причины и жадно тянутся ко всякой помощи.

5. Практическая часть родительского собрания может быть посвящена развитию внимания детей.

Задача: как соединить чувство удовольствия с умственной деятельностью.

1) Улучшить внимание (произвольное).

2) Заставить себя что-то сделать, когда не очень хочется.

Работа с корректурной пробой (любой текст с соответствующим возрасту шрифтом).

1) Ребенку предлагается в течение 5-7 минут просматривать текст и вычеркивать из него буквы А. Решаем две задачи: первая - сидеть, не поднимаясь со стульчика; вторая - не пропустить ни одной буквы. Поставить условие: разрешено пропустить две буквы, но если пропустишь три, то проиграл. Таким образом играем несколько дней.

2) Затем усложняем задание: предлагаем вычеркивать две буквы: например, буквы А обводить кружочком, а букву О - зачеркивать крестиком. Чем дальше, тем труднее даем задания ("У тебя внимание уже хорошее, я тебе дам задание сложное").

В завершение беседы с родителями необходимо получить обратную связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...