Эстетическое воспитание ребенка в семье.
консультация (3 класс) на тему

Обсуждение проблемы формирования эстетической культуры ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_rebenka_v_seme.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Эстетическое воспитание ребенка в семье».

(Родительское собрание в 3 классе)

Подготовила и провела: учитель

первой квалификационной категории

 Сорокина Н.В.

           Кем бы ты ни был, жизнь твоя должна быть духовно богатой, ты должен видеть прекрасное и уметь любоваться им.

Г.Титов

       Баня и урок – бесполезны, если они не  смывают грязи и после них человек не становится чище.

Аристон

Цели собрания: способствовать эстетическому воспитанию детей.

Задачи собрания: Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребенка; продемонстрировать родителям достигнутые успехи учащихся во внеклассной и учебной деятельности.

                                        Ход собрания

  1. Подготовительный этап

Провести анкетирование учащихся (приложение 1).

Подготовить выставку «Красота своими руками» (рисунки, изделия детского прикладного и технического творчества).

Собрать данные о посещении кружков, секций, школ искусств, составить сводную таблицу.

II. Этап подготовительного всеобуча

1. Выступление учителя

К л а с с н ы й  р у к о в о д и т е л ь. Сегодняшнее родительское собрание мы посвящаем эстетическому воспитанию детей. Эстетическая культура является одной из составляющих общей культуры личности.

   Но в последнее время родители не видят необходимости в этом, ставя во главу угла интеллектуальное развитие ребенка. Современная ситуация в сфере образования сыграла в этом значительную роль. С одной стороны, появилась возможность с раннего детства, определив способности и склонности ребенка, отдать его учиться именно в ту школу, где он будет иметь возможность развиваться. Разнообразие же учебных планов и программ позволяет родителям сделать выбор – куда отдать учиться ребенка. Есть школы-гимназии, математические лицеи, школы с художественно-эстетическим и спортивным уклоном т.д. С другой стороны, внедрение в образование рыночных отношений, сокращение бюджетных мест в вузах, появление платных образовательных услуг привело к тому, что родители уже с первого класса нацелены на то, чтобы дать ребенку максимум знаний.

    «Будешь много знать, поступишь в хороший институт. Получишь престижную профессию, будешь много зарабатывать», - с первого класса внушается школьнику. Это, конечно, так. Но что получается на практике? Стремясь «заложить» в ребенка как можно больший багаж знаний, родители записывают его к многочисленным репетиторам, на дополнительные платные занятия по математике, иностранному языку, информатике и т.д. Все меньше родителей стремятся дать ребенку дополнительное образование: музыкальное, хореографическое. «Мы не хотим, чтобы наш ребенок стал нищим художником», - рассуждают они. Давайте посмотрим, сколько детей в нашем классе занимаются в кружках, секциях, получают дополнительное образование, а сколько – посещают дополнительные занятия по учебным предметам в школе и у репетиторов (см. приложение 2).

   Как видно из таблицы,     % детей в нашем классе получают дополнительное эстетическое образование. А число детей, посещающих дополнительные занятия по предметам, составляют    %.

    Может быть, действительно в век научно-технического прогресса, информатизации нет необходимости в эстетическом образовании и воспитании детей? Давайте понаблюдаем, как решалась эта проблема в истории человеческой цивилизации.

    Еще древние греки заметили удивительные свойства искусства поучать

 развлекая. Может быть, поэтому мы, как и наши дети, бессознательно, открывая книгу, учебник, начинаем изучать материал, исследуя иллюстрации. В древней Греции наука, искусство и ремесло преподавались в школах как равнозначные науки. Сам Аристотель считал, что наука и искусство должны объединяться во всеобщей мудрости в процессе воспитания и обучения человека.

    - В эпоху Возрождения единство науки и искусства также подарили человечеству яркие созвездия универсальных гениев, проявивших свои таланты и в технике, и в науке, и в искусстве. Олицетворением этой многогранной гениальности служит образ Леонардо да Винчи – итальянского живописца, скульптора, архитектора, теоретика искусств, математика, механика, гидротехника, изобретателя, анатома, биолога. Не менее бессмертные памятники воздвигло единство науки и искусства таких титанов эпохи Возрождения, как Микеланджело, Рафаэль, Дюрер, Шекспир, Бекон, Коперник. Галилей.

    В XVIII в., «веке разума», появились и расцвели такие универсальные таланты, как Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Шиллер, И.Кант, М.В.Ломоносов. XIX век, уходя, дарит миру последнего «универсального » гения – И.В.Гете – философа, поэта, физика, биолога, метеоролога. Гете гениально предвидел проблему, ставшую актуальной в XX в.: чтобы наука приносила людям пользу, а не разрушала окружающий мир, природу, душу человека, она должна укрепить свои связи с искусством, цель которого – разуму добро и красоту.

   Неоспорима и воспитательная сила искусства. Оно учит нас сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, даже если они жили задолго до нашей эры. Эстетическое значение искусства заключается в том, что человек, наслаждаясь тем или иным произведением, испытывает радость, удовольствие от этого. Прекрасное служит не только духовному возвышению общества, но и дает возможность каждому конкретному индивиду понять себя и познать в себе то, что без помощи искусства он не заметил бы и не понял.

   Проблемами искусства занимались такие представители точных наук, как А.Энштейн, А.Д.Сахаров, С.П.Королев., математик О.Шпенглер и другие ученые. Почему? Что пытались увидеть, понять в искусстве уже востребованные в науке люди. Возможно, они понимали, что только искусство способно решать самые разнообразные духовные и социальные задачи при стремительном движении прогресса. Подобно науке, искусство служит средством общения людей, говорящих на разных языках и имеющих противоположные порою точки зрения.

   А как обстояло дело с эстетическим воспитанием в нашей педагогике? Среди средств воспитания, по мнению педагога В.А.Сухомлинского, воспитание красотой стоит, быть может, на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, учится сопереживать и сочувствовать, а значит, становится воспитываемым. Сухомлинский учил сначала чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводил воспитание к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Эти составляющие эстетического воспитания невозможны одна без другой. Уже самые маленькие дети могут любоваться и природой, и человеческим поступком. А научить любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой – значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку. Любоваться произведениями искусства – значит бережно к ним относиться и стремиться самим создавать прекрасное.

   Ни в чем взрослым не приходится быть такими терпеливыми, какв воспитании чувства красоты природы. Научить ребенка радоваться первому снегу, весеннему первоцвету, пению птиц – все это надо делать постепенно, терпеливо и постоянно. Выезжая с ребенком на природу, наблюдайте мир живой природы вокруг. Покидая места отдыха, учите его оставлять после себя порядок. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.

   От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи.

Слово и книга – главное средство эстетического воспитания в младшем школьном возрасте. Приобщение ребенка к красоте художественного образа, художественного слова, попытки самостоятельного творчества научат его видеть прекрасное в природе, человеке и его поступках, окружающем мире без лишних комментариев, назиданий. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь Это качество воспитывают музыка и песня. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Многолетний педагогический опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии – только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно, наверстать в зрелые годы.

    Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классики улучшается рост растений, она благоприятно влияет на под у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. Тоже можно сказать и о народной музыке, только ее история уходит корнями в глубокую древность. А вот что касается некоторых современных направлений, многие из них воздействуют на психику человека явно негативно. Известны некоторые направления в музыке, которые вызывают у человека агрессию или чувство страха. Из этого можно сделать вывод, что следует с особым вниманием выбирать музыку, которую слушают наши дети.

2. Обмен мнениями

- А какую музыку слушают дома ваши дети? Благотворно ли влияет она на их психику, эмоции? Играет она воспитательную или развлекательную роль?

(Организуется обмен мнениями, обсуждения, делаются выводы.)

Итак, общение с искусством – одна из самых больших радостей жизни. Искусство надо знать и понимать, но этого мало. Оно должно приносить еще и радость, и первая и самая трудная задача взрослых – вызвать у ребенка чувство наслаждения, потребность любоваться природой и художественными произведениями.

3. Знакомство с результатами исследования

    В семье должно стать традицией посещение выставок, концертов, музеев, спектаклей. Часто у взрослых на это не хватает времени, и они отдают эту функцию школе. Но совместные просмотры и обсуждения спектаклей, концертов всей семьей дадут гораздо больший воспитательный эффект, т.к. родители в младшем школьном возрасте являются для детей самым главным авторитетом.

    Чтобы узнать, какая роль в семье отводится эстетическому воспитанию детей в нашем классе, мы провели среди учащихся анкетирование и составили сводную таблицу (приложение 1).

    Как видно из данных,       % семей посещают выставки,     % семей ходят на концерты,     % семей выезжают на природу,     % семей вместе ходят на спектакли. Мечтают сходить всей семьей     %, в музеи    %, на выставку   %. Как видите, нам есть о чем задуматься, что для себя решить.

    Любование, наслаждение прекрасным перерастает в желание жить по законам красоты. Это очень хороший стимул для воспитания любви к труду.

«Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное»,-пишет Сухомлинский. Ребенка 7-11 лет наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, легко вовлечь в активный труд. В младшем школьном возрасте трудовая деятельность детей должна быть в то же время деятельностью эстетической (выпиливание, выжигание, рукоделие, создание клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т.д.). Посмотрите, чем любя заниматься дети на уроках труда, дома, в клубах. К собранию мы организовали выставку «Красота своими руками».

4.  Просмотр выставки детских работ

-Какие детские работы вам понравились больше всего? Кого из детей можно было бы наградить за победу? Какие номинации вы бы учредили? (Ответы родителей).

- Как видите, дети любят заниматься творчеством, многое умеют, у них есть способности к разным видам искусства. Значит, необходимо поощрять эту деятельность детей, способствовать развитию этих способностей. Подумайте, как этому можете способствовать вы? (Высказывания родителей).

    Большую роль в эстетическом воспитании детей педагоги отводят трудовому воспитанию в семье. Это могут быть разные виды деятельности: работа на приусадебном участке, ремонт квартиры, уход за комнатными цветами, даже генеральная уборка в квартире. Не освобождайте ребенка дома от выполнения домашних обязанностей в угоду дополнительным занятиям. Пусть он вместе с вами получит наслаждение от того, как чисто и уютно стало в квартире после уборки, как похорошели цветы после ухода за ними. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетическому воспитанию.

 III. Подведение итогов

- Итак, из каких взаимодействующих частей состоит эстетическое воспитание детей? (Ребенок должен уметь чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и красоту человека, его труда, его поступков и жизни.)

- Какие проблемы, затронутые на собрании, заставили вас задуматься, переосмыслить свое отношение к эстетическому воспитанию детей?

- - К чему вы должны относиться внимательнее в организации воспитательного процесса в семье?

- Какие мероприятия в классе будут способствовать эстетическом воспитании детей?

(Высказывания родителей)

Возможное решение собрания

  1. Уделять более серьезное внимание эстетическому воспитанию детей в семье: чаще ходить вместе на выставки. На спектакли, в музеи на концерт,. и т.п.
  2. Вместе путешествовать, ходить в походы.
  3. Найти резервы в учебном режиме ребенка для посещения кружков, школы искусств, секций.

Приложение 1 Анкета для детей.

  1. На какой концерт в последний раз ходила ваша семья?
  2. ходите ли всей семьей на выставки? На какую экспозицию вы ходили в последний раз?
  3. Какой музей в нашем городе вы посетили всей семьей?
  4. Выезжая во время отпуска всей семьей в другой город, ходите ли вы там в музеи? Какой музей тебе запомнился?
  5. Читаете ли вы книги всей семьей? Какую книгу читали тебе родители в последний раз?
  6. На какой художественный фильм вы ходили всей семьей?
  7. Любите ли вы ходить в походы всей семьей?
  8. Куда бы тебе хотелось сходить вместе с родителями?

 Сводная таблица

Посещают выставки (кол-во)

Посещают

музеи

(кол-во)

Посещают

концерты

(кол-во)

Выезжают

на природу

(кол-во)

Куда бы отели

сходить дети

(ответы детей)

Приложение 2

Таблица посещения учреждений дополнительного образования и дополнительных занятий по школьным предметам

п/п

Ф.И.О.

ученика

Школы

искусств

Спортив-

ные

секции

Кружки в школах, детских клубах

Доп. занятия

 по школьным

дисциплинам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эстетическое воспитание ребенка и формирование его основ"

laquo;Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды» - Иммануил Кант.  Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и бо...

Доклад "Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка"

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект м...

Эстетическое воспитание ребенка

Эстетическое воспитание ребенка...

Web – kvest для родителей и учащихся «Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека»

Веб-квест-это современная интернет-технология, основанная на проектном методе обучения. Сегодня учащиеся  начальных классов свободно  пользуются  компьютером (кто самостоятельно, а кто ...

Эстетическое воспитание детей в семье

Эстетическое воспитание детей в семье...

ПРИОБЩЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ КАК ПУТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания учащихся начальных классов путем приобщения к хоровому пению на занятиях внеурочной деятельности....