Статья "Эстетическое воспитание ребенка и формирование его основ"
статья по теме
«Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды» - Иммануил Кант.
Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и большинство людей – это убежденные скептики, но, тем не менее, все родители хотят, чтобы их дети умели видеть прекрасное.
Эстетическое воспитание – это направление в педагогике. Главная цель – научить ребёнка понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребёнка применяют разные методы нравственно-художественного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ эстетического воспитания
Средства эстетического воспитания
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружению – это сложный процесс. В его основе стоит правильное и гармоничное развитие чувств.
Чувство – это особый вид отношений человека к явлению реальности.
«Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»- говорил К. Д. Ушинский.
Особая группа чувств:
- Эстетические.
- Нравственные.
- Интеллектуальные.
Эстетические чувства начинают своё формирование в раннем детстве. Дошкольный возраст – это время первоначального фактического формирования личности. Ребёнок дошкольного и школьного возраста с большим желанием строит замок и крепость из снега, мокрого песка, кубиков, забивает гвозди, рисует. Родители всегда должны поддерживать потребность ребёнка.
Воспитание у ребёнка устойчивого интереса к труду, желание понять красоту мира начинается в семье.
К концу дошкольного возраста ребёнок способен переживать простое эстетическое чувство и состояние. Их вызывает красивая музыка, весёлая песня, бодрый марш. Ребёнок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим (украшенная ёлка). В таком переживании сперва отчётливо выступает прямое подражание взрослому как сопереживание.
Очень быстро ребёнок начинает сам различать явно некрасивое, негармоничное от мелодичного, гармоничного.
Нужно пробудить у ребёнка интерес к произведению художественной литературы. Во время рассказа ребёнку короткого художественного и народного стиха («ладушки-ладушки», «водичка водичка, умой моё личико») у ребёнка развивается умение вслушаться в звук, ритм, слуховая чувствительность, эмоциональное выражение голоса.
Подрастая, ребёнок попадает в новое окружение – детский сад.
Вопрос эстетического воспитания в детском саду начинается с тщательно продуманного оформления помещения. Главное условие – это насыщенность здания произведением искусства (картины, художественная литература, музыкальные произведения).
Эстетическое воспитание должно вызвать активную работу ребёнка. Нужно не только чувствовать, но и создать нечто красивое.
Одно из важных средств эстетического воспитания – это природа. Живая природа действует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Правильно подобранное наблюдение учит ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.
Большое значение несёт подбор игрушек и уход за ними. Рваная кукла не только некрасивая, но и пробудит равнодушие к себе. Немаловажно и занятие по ознакомлению ребёнка с художественной литературой. Через рассказ, стих, басню ребёнок осваивает категорию комического, смешного.
Юмор – это форма комического, где предмет, событие и поступок изображены в смешном виде.
К. Чуковский писал в книге «От двух до пяти»: «…Это задача немалая - воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
«У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна не из последних задач воспитания» - писал К. Чуковский.
Изучая младший школьный возраст, можно выделить, что у ребёнка уже есть представление о красоте.
Формирование эстетического чувства у младшего школьника происходит в процессе художественно-изобразительной работы.
Эстетическое чувство, как и моральное, не является врождённым.
Эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка.
Средства эстетического воспитания:
- Изобразительное искусство.
- Театр.
- Архитектура.
- Литература.
- Телевидение.
- Средства массовой информации.
- Музыка.
- Природа.
2.2 Развитие личности через эстетическое воспитание
Большая роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание – это развить художественный вкус, чувство прекрасного, восприимчивость к красоте, уметь наслаждаться произведением искусства, способность к творчеству.
Структура и функции эстетического воспитания:
- Функция эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание гармонирует и развивает всю духовную способность человека, которая необходима в разных сферах творчества.
- Структурные компоненты эстетического воспитания.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют структурные компоненты эстетического воспитания:
- Эстетическое образование.
- Художественное воспитание.
- Эстетическое самообразование, самовоспитание.
- Воспитание творческой потребности и способности.
Эстетическая и художественная культура – это важные части духовного облика личности.
Задача семьи – воспитать не только потребителя, созерцателя прекрасного, но и активного участника его созидания во всех возможных сферах. В семье эстетическое воспитание, главным образом, происходит при помощи включения в программу воспитания ребёнка музыки, рисования, пения, литературы, развивающих игр.
Ребёнок рождается в семье. Круг первоначального общения ограничен родителями и ближними родственниками. Эстетическое развитие – это итог эстетического воспитания.
Как и всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определённую целеустремлённость, конкретные задачи.
2.3 Способы изучения эстетического воспитания детей в семье
Эстетическое воспитание занимает очень важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.
Воздействие эстетического явления жизни и искусства на личность может быть целенаправленным и спонтанным.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов) .
Нужно воспитывать любовь к прекрасному через рисование. Необходимость рисовать проявляется у ребёнка очень рано. Уже в дошкольном возрасте ребёнок пытается изобразить то, что волнует его детское воображение. Если рисунок однообразен, то значит ребёнок ещё не может наблюдать, замечать вокруг интересное.
Воспитание хорошего вкуса открывающего путь к прекрасному требует постоянной работы над самим собой.
Творческая работа, которая посильна ребёнку, очень многообразна.
Танцуя, ребёнок развивает чувство ритма, пластичность, грациозность. Занимаясь пением, он совершенствует свой слух, учится глубже понимать музыкальное произведение, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает речь ребёнка, обогащает память, прививает вкус к чтению. При рисовании, лепке, изготовлении игрушек ребёнок начинает чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок.
«Человек творит по законам красоты», - говорил К. Маркс. .
- Эстетическое воспитание детей во внеклассной работе
Богатый материал для развития эстетического чувства, наблюдения, воображения даёт природа. На протяжении всей истории своего существования человек учился понимать и чувствовать природу. Отношение человека к природе имеет познавательный характер. Человек может откликнуться на красоту. Любование природой глубоко передали И. Левитан, А. Куинджи, Г. Нисский, И. Тургенев, Л. Толстой, К. Паустовский.
Природа – это всё естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края для человека самая красивая.
«Родная природа, как и родная мать существует только в единственном числе: все чудеса и красоты мира не могут заменить какой - ни будь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба» - В. Белов («Лад»).
Живая и неживая природа живёт и развивается по своему сложному закону, который открывается ребёнку при познании труда, творчества. Открывается ребёнку и особенность красоты природы: прелесть её пейзажа, восход и закат, звёздное небо, разные времена года, эстетическое в мире животных.
Природа обширно показана в искусстве – краски, слова, мелодия.
Сколько удивительного и прекрасного можно найти при наблюдении за ростом растения, животного.
В человеке должно быть воспитано «человеческое отношение к природе». Если не пробудить у ребёнка умение чувствовать, переживать красоту, неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить её, то он может стать разрушителем природы.
В. А. Сухомлинский приводил детей в поле, рощу, они учились понять природу, видеть и переживать её красоту. Прекрасное человек воспринимает при помощи зрения, он восхищается гармонией, естественностью цветового сочетания и форм.
Важно воспитать у ребёнка чувство ценности природы, огромное её значение в жизни человека, в сохранении всего живого на Земле. Многие века природа определяла образ жизни и труда человека.
Ребёнок должен обязательно принимать участие в сохранении окружающей среды, беречь её.
Передать ребёнку культуру отношения к природе, уметь видеть, ценить её красоту, видеть в ней мир удивительного творчества, многообразие поиска, воспитать в ребёнке творческое отношение и стремление познать тайну природы – это долг родителей и перед природой и перед ребёнком.
Формы и средства эстетического воспитания различны.
Конкурс чтецов, сценическая миниатюра, инсценированная песня, комплексно решает задачу развития и воспитания ребёнка.
Художественную способность развивает конкурс плакатов, рисунка, открыток к праздникам.
Особое эмоциональное воздействие на ребёнка оказывает праздник. Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. Праздник способствует развить эстетический вкус, помогает выработать верное эстетическое суждение, оценку, развить художественную способность ребёнка, приобщить его к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание ребёнка проводят при чтении, при изучении русского языка, музыки, рисования, в кружках.
«Я никогда не вступил бы на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьём самый благодатный и живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, - фундамент сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, - как кладовая, в которой хранится всё незабываемое» - Конёнков. .[8]
Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок слушает первую сказку о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочный образ, который действует на воображение ребёнка, вызывает у него симпатию к смелому поступку, любовь к животному, природе, отвращение к злобе, низкому, прививает любовь к художественному слову. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает художественное произведение как средство воспитания прекрасного, формирование убеждения.
Семья в эстетическом воспитании ребёнка
Исходя из психологической особенности ребёнка младшего школьного возраста: податливость, пластичность, восприимчивость его нервной системы, эмоциональность восприятия, - многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Ш.А. Амонашвили) выделяют этот период как предназначенный самой природой для становления и развития в личности всего человеческого. Именно в первый школьный период закладывается и основа эстетической культуры ребёнка, поэтому родителям нельзя упустить это благоприятное время.
На сегодняшний день разрабатывают новые программы эстетического цикла. Ведущую роль в эстетическом воспитании ребёнка играет семья.
Под воздействием родителей у ребёнка развивается эстетический вкус и склонность, развивается интерес к разному виду искусства. Эстетика быта, круг духовной ценности, потребности, вкус родителей – это среда, в которой создаётся нравственно-эстетический идеал, где может быть создано необходимое условие, чтобы раскрыть и развить творческую способность ребёнка.
Конечно, у каждой семьи различные возможности. Но успех зависит не от числа книг или музыкальных инструментов, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своего ребёнка, от атмосферы, которая царит в семье.
Эффективность эстетико-воспитательной работы с ребёнком во многом зависит от единого действия родителей. Это позволит умножить усилие для создания условия, которое способствует эстетическому развитию ребёнка. Каждый по своему участвует в этом, у каждого своё преимущество и способ эстетически воздействовать на ребёнка.
У многих родителей достаточный уровень общей культуры, чтобы помогать руководить эстетическим развитием ребёнка. Но не всегда они уделяют этому должное внимание. Немногие родители проводят досуг вместе с ребёнком, устраивают семейный праздник, приобщают ребёнка к искусству.
Причин равнодушного отношения родителей к эстетическому воспитанию очень много, но одна из них – это позиция самих родителей.
Чтобы сделать родителей союзниками, нужно организовать их эстетическое просвещение.
Важный стимул в эстетическом творчестве ребёнка – это активное участие родителей в празднике, конкурсе, концерте. Родители могут выступать в качестве актёров, жюри, помогать в изготовлении костюма, оформлении. Очень важно родителям обсудить с ребёнком эскиз оформления.
Постоянно соприкасаясь с родителями, ребёнок многому у них учится. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольного возраста, склонен подражать. Он копирует речь, манеру поведения, вкус, привычку родителей. Если дома ребёнок будет прибывать в атмосфере красоты, добропорядочности, творческого увлечения, то у него сформируется потребность действовать «по закону красоты», вносить красоту в повседневную жизнь.
Правильно сложенное отношение родителей с ребёнком дадут возможность полноценно раскрыть эстетические способности ребёнка.
Воспитательный процесс непрерывен, чтобы взрастить личность, нужны годы кропотливого труда, но в первую очередь нужно самим быть личностями. Ведь первые годы жизни ребёнка – это самые главные годы в создании его характера, цели, убеждения, вкуса. В дальнейшем это просто будет разворачиваться, корректироваться. Задача родителей не испортить, не подгонять ребёнка под себя, слушая его, делится своим нажитым опытом, мудростью, рациональностью, эффективностью, дать необходимое условие для комфортной жизни, переживанию трудности и личностного успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности ребенка посредством формирования общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе
Материал опубликованный в данной статье отработан на практике и имеет стабильные положительные результаты....
Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность"
Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность" написана, как методический материал, рекомендующий педагогу учитывать возрастные и личностные особенности детей...
Статья "Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей-инвалид...
Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,
Материал- из опыты пработы. Это моя программа воспитательной работы - (концепция воспитания) «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...
Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
Учащиеся с умеренной умственной отсталость. Группа продленного дня....
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры
Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...