Тренировка дикции
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему
Цель: достижение дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).Во всех рифмовках отсутствуют те звуки, которые обычно искажаются детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnorifmovki.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вслед за взрослым ребенок точно повторяет рифмонки-трудноговорки. Звуки, из которых состоят все слова рифмовок, легко-произносимые (так называемые звуки раннего онтогенеза). Они, как правило, произносятся детьми правильно, но недостаточно отчетливо. Трудность воспроизведения рифмовок заключается для ребенка не в звуках, а в различных комбинациях слов, подобных, близких по звуковому составу. Несмотря на трудности фонематического восприятия рифмовок при определенной тренировке ребенок сможет воспроизвести их фонетически точно даже при сложной патологии звук о произношения. Дополнительно обратите внимание на громкость и четкость речи ребенка.
- Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори чётко, громко, не торопясь.
- Будет бык, копыта будут.
- Бык тупогуб, не дуй-ка губ.
- Битком набиты кибитки Никиты.
- В доме енота вновь ходит кто-то. Вновь ходит кто-то в доме енота.
- Вика видит Нику, Ника видит Вику.
- Вновь Агата едет куда-то.
- Вова Панин бывает в бане. Вновь в бане Вова Панин.
- В океане вода тиха иногда.
- В темноте гамак не найти никак.
- Дали Петеньке пятак, не найдет его никак.
- Дед Демид на Димку глядит. На Димку глядит дед Демид.
- Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
- Дядя Тихон ходит тихо. Тихо ходит дядя Тихон.
- Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
- Кабан, кабан, не попади в капкан.
- Какие-то коты мяукают до темноты.
- К деду Вика подойди-ка.
- Купи-ка вмиг кипу пик. Ника, кипу пик купи-ка.
- На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
- Наука не мука. Но нет муки — нет и науки!
- На мели мы видели налима. А налим, видно, глядит мимо.
- Дед Михай, папахой не махай! Папахой не махай, мух не пугай!
- Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
- Намылили Ваню в бане, намыли Маню в ванне.
- От тополя, от тополя много пуха по полю.
- Одна беда не бедна, а и бедна так одна.
- Опять у буфета одна конфета.
- Мы дали дыню Дане. Отдай, Даня, дыню Тане.
- Вдаль от топота копыт пыль по полю полетит. Пыль по полю полетит вдаль от топота копыт.
- Пете дали пятак на табак. Нет ни пятака, ни табака.
- Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
- Попугай, попугай, ты меня не пугай. Ты, попугай, кота напугай!
- Пять утят, пять опят, у Вити утята, у Пети опята.
- У Бобы были бобы, у бабы были дубы.
- У дубка быки, под дубком пеньки.
- Утоп Потап в пальто до пят. В пальто до пят утоп Потап.
- Эта хата так темновата!
- Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто спрашиваешь взрослого. Чтобы получились рифмовки-вопросы, выделяй голосом некоторые слова.
- Отдаёт гном фее дом.
- Отдает гном фее дом?
- Для купанья Анны не хватает ванны.
- Для купанья Анны не хватает ванны?
- Новые тапки у моего Потапки.
- Новые тапки у моего Потапки?
- Катя в кино увидит кимоно.
- Катя в кино увидит кимоно?
- Бумаги комок давно намок.
- Бумаги комок давно намок?
- Моет Ваня ботинки в ванне.
- Моет Ваня ботинки в ванне?
- Этот дом с одним окном?
- Этот дом с одним окном?
- Фаина и Нина купили пианино.
- Фаина и Нина купили пианино?
- Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто сообщаешь радостную весть. Чтобы получились рифмовки-восклицания, выделяй голосом каждое слово.
- Новые тапки у моего Потапки.
- Новые тапки у моего Потапки!
- Этот хомяк копает так.
- Этот хомяк копает так!
- Фаина и Нина купили пианино.
- Фаина и Нина купили пианино!
- Тёмка, Тёмка, не ходи в потёмках.
- Тёмка, Тёмка! Не ходи в потёмках!
- Над мухой у деда вновь победа.
- Над мухой у деда вновь победа!
- Попадает метко в пакет конфетка.
- Попадает метко в пакет конфетка!
- Произнеси рифмовки-трудноговорки чётко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и чёткость произношения. У тебя получатся скороговорки.
- Ткет ткач ткани на платок Тане.
- У Вани фантик, у Фани бантик.
- У Фаины именины, именины у Фаины.
- Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон.
- От тополя до тополя много пуха по полю.
- Пеликан – великан, не попади в капкан.
- В доме у енота ходит кто-то. Ходит кто-то в доме енота.
- Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
- Дед Михай, папахой не махай. Не махай, Михай, мух не пугай!
- Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
- Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
- Много ли у уток до отлета минуток? Таких минуток не много у уток.
- Мы тополи, тополи, дотополи до тополя, до тополя дотопали, а ноги то оттопали.
- Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
- На мели мы видели налима. А налим, видно, глядит мимо.
- От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт.
- По небу вата едет куда-то. Этой ваты в небе многовато.
- Поглядите на фото дяди Федота. Глядеть неохота на фото Федота!
- Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
- Павианы любят бананы. Бананы едят павианы.
- Поля в поле лён полет. Лён полет в поле Поля.
- Пять утят, пять опят, у Вити утята. У Пети опята.
- У Фомы фуфайка, у Фаины кофтайка. На фото Фома в фуфайке, да Фаина в кофтайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем дикцию и выразительность речи.
Подобранные упражнения для формирования красивой и правильной речи у детей....
как тренировать дикцию
советы...
Проект "Я учусь читать выразительно" Дидактический материал "Дикция"
Дидактический материал «Дикция» предназначен для отработки четкого произношения слов русского языка обучающимися начальных классов.Материал позволит: тренировать языковые мышечные пер...
Презентация "Птичьи скороговорки" (практикум по улучшению дикции)
Практикум по улучшению дикции для учащихся классов коррекции V вида начальной школы....
Конспект занятия вокально-хорового ансамбля "Певческое дыхание и дикция"
Разработка данного занятия посвящена формированию вокально-хоровых навыков на занятиях по вокально-хоровому ансамблю....
Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии
Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...
Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …». К. С. Станиславский.
Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …». К. С. Станиславский....