Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …». К. С. Станиславский.
тренажёр
Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …». К. С. Станиславский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktsiya_-_kazhdyy_artist_dolzhen_obladat_prevoshodnoy_diktsiey_._k._s._stanislavskiy.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …». К. С. Станиславский
Дикция – это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция – неотъемлемая часть актерского мастерства, залог успеха любого публичного выступления. Именно поэтому К. С. Станиславский уделял пристальное внимание развитию сценической речи, одной из составляющих которой является дикция.
Компоненты дикции
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).
Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.
Как развить дикцию
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.
В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.
Развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.
Упражнения для улучшения дикции.
Артикуляционная разминка.
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.
Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции. Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.
Постановка дыхания
Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.
Упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
Скороговорки
Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.
Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:
Интервьюер интервента интервьюировал.
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
Прокурор проколол дыроколом протокол.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем дикцию и выразительность речи.
Подобранные упражнения для формирования красивой и правильной речи у детей....
как тренировать дикцию
советы...
Каждый урок должен быть эффективен - главная задача педагога.
Каждый урок должен быть эффективен - главная задача педагога....
Проект "Я учусь читать выразительно" Дидактический материал "Дикция"
Дидактический материал «Дикция» предназначен для отработки четкого произношения слов русского языка обучающимися начальных классов.Материал позволит: тренировать языковые мышечные пер...
Презентация "Птичьи скороговорки" (практикум по улучшению дикции)
Практикум по улучшению дикции для учащихся классов коррекции V вида начальной школы....
Презентация " Каждый школьник должен знать, как проекты составлять".
Каждый школьник должен знать, как проекты составлять.Девчонки и мальчишки!А также и родители!В творческом проектеУчаствовать хотите вы?Занятие интересное,Для всех детей полезное....
Какими качествами должен обладать классный руководитель?
Среди качеств современного учителя начальных классов помимо личностных характеристик можно выделить те качества, которые относятся к профессионализму и организации процесса обучения. Ниже мы поговорим...